Найти в Дзене

Потайная дорога: неизвестные произведения искусства, придающие стиль и индивидуальность городским зданиям

Двойная стеклянная дверь, кресло рядом с небольшим столиком, второй этаж и лифт в конце коридора. С первого взгляда вход в здание выглядит так же, как и в любое другое. Он ничем не отличается от остальных домов. Однако входя или выходя из своих квартир, соседи проходят около подъезда мимо произведений искусства, которые придают архитектурному ансамблю индивидуальность и неповторимый стиль.

По статистике в Буэнос-Айресе насчитывается более тысячи фресок, представляющих историческую ценность. Многие из них затерялись на просторах столичных улиц. Дизайнер Надин Петроне – одна из тех, кто увлекается поиском таких городских произведений искусств и публикует свои находки в социальных сетях. Уже почти два года она ежедневно ходит пешком по кварталам в поисках сокровищ в вестибюлях и подъездах. Её страничка в интернете объединила уже более 7000 подписчиков.

«Я могу часами ходить в поисках таких мест с изюминкой. Бывает, что не удается найти информацию о каком-то определенному произведении искусства. Но я не сдаюсь, я продолжаю искать хоть какие-то факты, публикую фотографии и, в конце концов, люди присылают мне необходимую информацию», - говорит любительница городского искусства, которой нравится, как она сама говорит, «учиться на ходу». В профиле Надин в графе «о себе» написано: искусство, спрятанная в домах и зданиях; спасаю современное наследие Буэнос-Айреса; поклонница «уродливой красоты».
Многие жители Буэнос-Айреса даже не подозревают, что живут рядом с музейными экспонатами.  Фото из открытых источников.
Многие жители Буэнос-Айреса даже не подозревают, что живут рядом с музейными экспонатами. Фото из открытых источников.

Надин провела небольшую экскурсию репортерам местной газеты по некоторым из достопримечательностей, которые, по мнению самой девушки, стоит посетить.

«Большая часть этих творений относится к 50-м, 60-м и 70-м годам, когда произошел бум строительства многоквартирных домов для людей среднего класса и чуть выше среднего. В эпоху массового распространения стиля модерн, когда декоративные украшения не использовались, входные залы были обычным явлением», - объясняет девушка. Бум начался после того, как закон о горизонтальной собственности, принятый в 1948 году, разрешил разделение участка между несколькими владельцами. До этого здание считалось неделимым целым.

Маршрут начинается с творений одного из самых плодовитых художников- монументалистов Буэнос-Айреса, оставившего след почти в каждом районе аргентинской столицы. Речь идет о Родольфо Барди, знаменитом художнике, которого до недавнего времени практически никто не знал, однако который в период с 1960 по 1983 год создал более 300 фресок. Он делал их с использованием разных материалов, на зданиях и магазинах, чтобы прокормить свою семью.

Одно из творений местного художника-монументалиста - Родольфо Барди. Фото из открытых источников.
Одно из творений местного художника-монументалиста - Родольфо Барди. Фото из открытых источников.

По адресу Salguero 2244, он возвел рельефную бетонную плиту, окрашенную в белый цвет, проходящую вдоль одной из входных стен и ведущую на подземную парковку. Очень странное и необычное место для произведения искусства, которому место в музее. Высота картины составляет около 12 метров, а высота – 3. Это творение 1979 года.

«Почему я выбрала эту картину? Потому что она мне нравится! Здесь художник изобразил себя со своей женой и одним из детей. И хотя большинство фресок Барди абстрактные, он также создавал фигурные картины, на некоторых из которых он изображает свою собственную семью. Это типичный пример такой композиции», - рассказывает Надин, рассматривая картину с разных точек обзора.

В книге о Родольфо Барди, написанной Марией Кристиной Росси говорится:

«Мейбл Алисия Баркос, его жена, вспоминает, что обычно художник проводил воскресенья, гуляя с семьей, а затем водил их посмотреть работы, над которыми он работал». Показав жене женскую фигуру, он спросил её: «Тебе нравится, как ты получилась?». Мейбл в конце концов привыкла, что муж изображает её рядом с мальчиками. Мужская фигура была одета в костюм арлекина, потому что Барди по жизни считал себя эквилибристом», объясняет Росси.

Другие фрески того же художника, изображающие его семью, о которых следует знать это фрески по адресам Виррей Линьерс 199 и Консепсьон Ареналя 2323 в районе Колегиалес.

Удивительно, но дух Советского Союза затерялся даже на улицах Буэнос-Айреса. Фото из открытых источников.
Удивительно, но дух Советского Союза затерялся даже на улицах Буэнос-Айреса. Фото из открытых источников.

Вторая знаковая работа чем-то напоминает мозаику Советского Союза, стиль, который редко можно встретить в Буэнос-Айресе. Фреска расположена в районе Альмаго, за пределами гимназии Дона Боско. Она крупных размеров, однако остановившиеся полюбоваться этим произведением искусства должны знать, что картина является частью ансамбля: внутри гимназии есть ещё 12 фигур, изображающие разные виды спорта, национальный герб и роспись дискобола, выполненная в той же технике...

Автором этой группы фресок является оминго Рафаэль Янантуони; они не датированы, однако по-видимому, относятся к 60-м годам.

«Мне нравится стиль мозаики. Есть и другие крупные мозаичные работы этого художника. Они также расположены на фасадах религиозных учебных заведений, таких как Колледж Сан-Хуан-Евангелиста в Ла-Бока и Колледж Леона XIII в Палермо», - отмечает Надин.
Ещё одно творение в стиле мозаики на улице Буэнос-Айреса. Фото из открытых источников.
Ещё одно творение в стиле мозаики на улице Буэнос-Айреса. Фото из открытых источников.

Наконец, в соседнем районе Кабашито Надин ведет репортеров вглубь тихой улочки: она очень укромная, её едва ли можно обнаружить. Она находится недалеко от парка Ривидавия. Скульптурный ансамбль под названием «Жизнь и шахматы» расположен на улице Yerbal 317 с внешней стороны здания, прямо перед входом. Надин живет в нескольких кварталах и недавно совершенно случайно обнаружила это место. Картина была выполнена в 1979 году в технике акрила.

Это работа имеет для девушки особое значение не только потому что находится в её районе, но и потому что, благодаря этой публикации она познакомилась с её создателем - Дианой Тербалкой: художницей, скульптором и дизайнером. Увидев фотографию своего творения, Диана оставила девушке благодарственное сообщение.

Улицы, жилые дома, здания... Современное искусство в Буэнос-Айресе повсюду. Фото из открытых источников.
Улицы, жилые дома, здания... Современное искусство в Буэнос-Айресе повсюду. Фото из открытых источников.
«Она была очень рада и благодарна, что люди интересуются и восхищаются её работами даже спустя столько лет», - комментирует Надин, заявляя, что не планирует останавливаться и обязательно продолжит свою деятельность в качестве городского исследователя.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о переезде и жизни в Аргентине, а также чтобы погрузиться в язык, культуру и обычаи этой волшебной страны.

Ваша Llama Madama - проект по изучению настоящего аргентинского испанского!