«Той пехоты, которая была в 1914 г., мы сейчас даже приблизительно не имеем».
(с) Генерал-полковник Франц Гальдер, начальник Генерального штаба сухопутных войск Третьего рейха, 1940 г.
В 1992 году на экраны вышел боевик с Жаном Клодом Ван Даммом и Дольфом Лундгреном «Универсальный солдат». Завязка сюжета — благодаря тайным экспериментам над погибшими во Вьетнаме своими солдатами, правительство США получило в своё распоряжение суперсолдат. Они отличались большой физической силой, живучестью и абсолютным бесстрашием. Допустим, что каким-то образом (генная инженерия или что-то ещё) эта мечта стала явью и некая армия в самом деле обрела суперсолдат. Станет ли она от этого всепобеждающей?
Юлий Цезарь признавал, что средний галльский воин сильнее и отважнее среднего римского легионера. Что ничуть не помешало ему пройти всю Галлию (современные Франция и Бельгия) насквозь, разгоняя в процессе галльские армии любой численности. При всей своей отваге и отличном оружии (во всяком случае у вождей и их дружинников), галлы ничего не могли противопоставить римской дисциплине, организованности и тактической выучке. Ну и, конечно же, полководческим талантам самого Цезаря.
Возьмём для примера случай, когда и оружие, и снабжение, и штабы, и полководцы в некоем вооружённом конфликте у обеих сторон примерно равны. Одна сторона получила в своё распоряжение суперсолдат. Поскольку они не упали с неба, а являются продуктом продвинутой технологии, то и цена у них будет соответствующая. Следовательно, их заведомо не может быть много, это какая-то отдельная элитная часть, причём небольшой численности. Суперсолдату, чтобы полностью реализовать потенциал, нужно соответствующее оружие и снаряжение, дешёвым оно заведомо не будет. Тех средства, которых хватило бы для развёртывания и снабжения обычной дивизии, суперсолдатам хватит хорошо если на батальон, а то и роту.
Если суперсолдаты будут отличаться большими габаритами, то им потребуется как минимум соответствующий транспорт, в обычные БТРы и БМП они не поместятся. В фильме 1992-го года элитный отряд возили в специально оборудованном транспортном средстве. Не говоря уже о стоимости такой техники, она неизбежно привлечёт к себе внимание и станет приоритетной целью как на поле боя, так и на подходе к нему. Тем более, что эту технику нужно беречь и защищать, а значит у неё будет сильное прикрытие, что ещё больше привлечёт внимание противника, который обрушит на этот транспорт все средства поражения, какие у него есть в наличии. Самая первая проблема с суперсолдатами — даже просто доставить их без потерь на поле боя уже может оказаться сложной задачей.
Но допустим, суперсолдаты имеют такие же рост и вес, как обычные люди. За счёт чего тогда они обретут большую силу и живучесть? Только за счёт более интенсивного обмена веществ, иначе никак. А значит, согласно законам термодинамики, температура тела у них должна быть более высокой, чем у обычных людей. То, что они при этом будут больше есть (и еда им нужна будет специфическая), это мелочь. Но вот то, что в тепловизоре у врага они будут светиться как новогодняя ёлка… мало того, что высокая температура организма демаскирует, так ещё и противник легко сможет отличать их от обычных солдат, со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, на практике место применения каких-то особых солдат станет очевидным и так. Чтобы суперсолдаты показали себя, им неплохо бы придать части усиления, добавить артиллерийскую и авиационную поддержку, и т.д. А значит, повышенное внимание противника к данному участку фронта заранее гарантировано. И он в свою очередь сосредоточит свои огневые средства для предотвращения возможного прорыва. Никакой супербоец не выживет при прямом попадании в него снаряда, миномётной мины, ПТУРа, РПГ…
Да хотя бы на обычную пехотную мину суперсолдат может наступить, в точности как обычный человек. И ступню ему оторвёт точно также. Допустим, он сознание не потеряет, кровью не истечёт и в целом перенесёт ранение лучше, чем простой солдат. Вот только наступление всё равно продолжить не сможет, его надо будет эвакуировать в тыл и лечить. А медицина для суперсолдата тоже потребуется особая, из-за специфики его модифицированного организма. Лекарства на него будут действовать не так, как на обычных людей, поэтому даже первую помощь такому бойцу желательно оказывать специально подготовленному медперсоналу. Что ещё более усложняет снабжение и увеличивает стоимость содержания супервоинов.
Итак, на поле общевойскового боя от суперсолдата толку мало. Их имеет смысл применять только в специальных операциях — в фильме «Универсальный солдат» их именно так использовали, и правильно делали. Вот там их особые качества в самом деле могут помочь. Для малого отряда, действующего в отрыве от своих, боевые качества каждой боевой единицы имеют значение. К тому же, для подобных спецопераций большие массы людей не нужны, немногочисленной группы элитных бойцов вполне достаточно. Так что же, суперспецназ выиграет войну?
Практика реальных спецопераций не даёт повода для подобного оптимизма. Спецоперации очень сильно зависят от грамотной организации и подготовки. Если ваши вертолёты или самолёты с десантом просто не долетят до точки высадки из-за организационных накладок, поломок и аварий (реальный случай с американской группой «Дельта»), то никакая суперподготовка отдельно взятого десантника не поможет, операция провалится. Если разведка не выявит средства ПВО у них на пути, результат будет тем же. Если группа десантников внезапно нарвётся на сильный отряд врага возле цели… в общем, от предварительной разведки и штабной работы любая спецоперация зависит намного больше, чем от силы и бесстрашия рядовых исполнителей. Если же операция спланирована грамотно, то с боевой задачей заведомо справятся и самые обычные люди. А значит, и тут суперсолдаты мало чем помогут.
Так какой смысл вкладываться в создание суперсолдат, если на практике они ничем не помогут той стороне, которая не может выиграть с обычной армией? Если же может, то зачем ей вообще нужны дорогостоящие и малополезные суперсолдаты?