Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Золото пахнет лучше, чем женщины»

-2

Так говорил главный герой триллера «Эврика», который имеет смысл посмотреть хотя бы ради актерского состава. Джин Хэкмен, Рутгер Хауэр, Микки Рурк, Джо Пеши, Тереза Рассел - и все без исключения привычного нам классического облика, поскольку лента вышла на экраны в 1983 году.

В то время были востребованы динамичные боевики. А потому «умное кино», которое привык делать Николас Роуг (вспоминайте Боуи в «Упавшем на Землю), находилось несколько «в тени», будто бы дожидаясь своего часа.

Вам словно предложили превращенное в трагедию Шекспира «Золото МакКенны», поданное в гангстерском стиле. Можно предложить, что основное действие разворачивается в 1940 году, когда Франция уже столкнулась войной, а США – ещё нет.

В Майами закрепляется игорная мафия, которая имеет большие виды на островок в Карибском море, большей частью которого, равно как поместьем «Эврика» владеет некогда удачливый старатель Джек МакКенн.

Хотя фильм и был экранизацией романа Маршала Хутса, но первым делом пришел на память Элам Хариш по прозвищу «Время-не-ждет» из произведений Джека Лондона. Казалось бы, что тот чудом нашел золото. Однако за этим стоят череда потерь и трагедий.

Это не просто «подарок судьбы», как думают многие. Везение – вообще опасная вещь. Как говорит один из мафиозных персонажей: «На одного везунчика приходилось несколько фатальных неудачников»

По этой причине вы ставите себя в невыгодное положение, находясь рядом с МакКеном, изначально записывая себя в невезучие. А потому этого доброго, но строгого человека очень многие недолюбливают. Он кажется им жестким и несговорчивым.

Кадр из фильма «Эврика» (1983)
Кадр из фильма «Эврика» (1983)

Не в деньгах счастье – так обычно говорят те, кто не помирал от голода. Но это не про МакКенна, а потому он просто хочет помочь окружающим избежать своих собственных ошибок, дабы сделать их жизнь лучше.

Кадр из фильма «Эврика» (1983)
Кадр из фильма «Эврика» (1983)

Но подобно античному Кроносу, великому и ужасному, он лишь «пожирает своих детей». А потому от пресловутой судьбы не убежать: всё взвешено и отмерено. Оттого действие наполнено символами и аллюзиями: от смертельной карты из колоды Таро до подушек с узором, напоминающим кровавые разводы.

Кадр из фильма «Эврика» (1983)
Кадр из фильма «Эврика» (1983)

В итоге фильм не про преступление, а про то, что преступность надо рассматривать как противостояние этических систем (что позже очень ярко покажут братья Коэны в «Перекрестке Миллера»). По большому счету всё в нашем мире есть противостояние этических систем, криминал лишь частная версия этой проблемы.

Кадр из фильма «Эврика» (1983)
Кадр из фильма «Эврика» (1983)

Смерть тоже подана как этическая проблема. По этой причине, когда играет граммофон, то звучит не чарльстон, а «Реквием» Моцарта, хотя и в модных для того временем тонах. У каждого из персонажей свое понимание ада. МакКен видит его как белое заснеженное поле ночью – мрачная белизна, за которой ничего нет. «Звенящая пустота», которая за собой ничего не скрывает.

Кадр из фильма «Эврика» (1983)
Кадр из фильма «Эврика» (1983)

В то же самое время Клод ван Хорн сталкивается с вуду-вечериной, как запретным действием, являющемся отсылкой к джазовому вечеру из «Леди-призрака», что должно было ассоциироваться со «схождением в ад».