Консервируем по стандарту: как правильно подготовиться к ЧП
Как быстро устранить аварию? Практика показала, что управляющие зданий зачастую просто не знают, как действовать в критических ситуациях. Трагические события в ТЦ «Времена года», а также «прилеты» БПЛА в Москва-сити наглядно продемонстрировали, что вопрос экстренной консервации инженерных систем сегодня остро стоит на повестке дня.
Вообще порядок действий при ликвидации чрезвычайной ситуации должен быть изложен в так называемом паспорте безопасности объекта.
Также задачи управляющей компании в период экстренной консервации здания изложены в Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений. А сам порядок консервации прописан в соответствующих правилах, утвержденных правительством.
Правда до недавнего времени тот же паспорт безопасности по факту все больше использовали в качестве административного рычага давления на бизнес. «По сути, этот паспорт не выполняет тех задач, которые должен выполнять. Нередко случались казусы, когда в паспорте содержались не вполне достоверные сведения. Документ это успешно использовался для административного давления, поскольку свои подписи там должны были поставить МЧС, пожарные, Росгвардия, администрации районов и т.п.», - констатирует технический директор УК «Андроньевская» Александр Матросов.
По его словам, с проблемой обучения персонала в срочном порядке ликвидировать ту или иную аварийную ситуацию в УК впервые столкнулись еще во время пандемии коронавируса. Дистанционный режим работы наложившийся на постоянную текучку линейного персонала в итоге привел к тому, что на инженерных сетях начали появляться проблемы. «Сначала это были мелкие аварии, а зимой на одном из наших объектов произошел крупный инцидент: город дал повышенное температурное давление из-за чего разорвало задвижку. В это время на объекте присутствовало два человека. После того случая мы поняли, что необходимо разработать и ввести стандарт аварийной консервации», - рассказал Александр Матросов.
Документ по аварийной консервации для каждого объекта готовит руководитель проекта или смарт-инженер. Всего в документе отображаются порядка 30 ключевых точек инженерных систем объекта, требующих особого внимания. Для работы с каждой из этих точек имеется письменная инструкция. Кроме того, для сложных случаев предусмотрена видеоинструкция. «На стене каждого технического помещения мы размещаем QR-код для техника. По ссылке специалист попадает в базу знаний, где подробно изложен алгоритм консервации определенного инженерного узла или системы. Также при необходимости имеется видеоинструкция», - поясняет Александр Матросов.
По его словам, в идеале, паспорт безопасности зданий, принятый на государственном уровне, должен отражать именно эти вопросы. Однако пока что по факту все действия, связанные с экстренной консервацией, ложатся на плечи управляющих организаций, подавляющее большинство из которых не имеют собственных алгоритмов и решений.
Для управляющей компании ситуация осложняется еще и в том случае, если в здании имеются несколько собственников – будь то коммерческий объект или многоквартирный дом.
По словам Александра Матросова, в данном случае управляющим следует действовать в первую очередь в интересах безопасности, даже если в какой-то момент собственники начнут проявлять недовольство. Необходимо привести здание в порядок, согласно технической документации, плану БТИ. «Сделайте аудит здания, в случае обнаружения нарушений, проинформируйте о них собственников и обязательно объясните им в письменном виде, что если эти нарушения не устранить, то штраф существенно превысит сумму вложений, необходимую для ликвидации недочетов», - отмечает Александр Матросов.
Напомним, что весной этого года вопрос о том, что делать управляющим в случае экстренных ситуаций обсуждался на уровне Минстроя. Представители Экспертного совета ведомства тогда же заявили о необходимости обратиться в думский комитет по обороне с тем, чтобы депутаты приняли соответствующее решение о рассекречивании регламентов, описывающих порядок действий управляющих в чрезвычайных ситуациях.
«По факту получалась странная правовая коллизия: ознакомиться с секретными документами, в которых говорится, что делать в случае ЧП, можно было только после того, как ЧП уже произошло. Эту коллизию должны были разрешить через профильный думский комитет, но мы пока не слышали о принятых решениях», - прокомментировал президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников.