Совершая сделку с недвижимостью, вы составляете договор купли-продажи, но достаточно ли этого? И да, и нет. Помимо договора существует еще и такой документ, как расписка в получении денег. Ни в одном нормативном акте она как самостоятельный документ не упоминается, однако иногда может оказаться очень полезной. Рассказываем, в каких случаях расписка может пригодиться и как правильно ее составлять.
Договор купли-продажи квартиры — это основной документ, регулирующий отношения покупателя и продавца жилья. При этом в нем никак невозможно отразить один из ключевых моментов сделки — факт проведения оплаты. Если в роли продавца выступает застройщик, то финансовые расчеты можно будет подтвердить выписками с банковских счетов или чеками. Но если продавец — частное лицо, и при этом оказался недобросовестным, то он с легкостью сможет отрицать, что получил деньги. В этом случае сделку могут признать незаконной, а покупателю будет сложно доказать свою правоту.
Для того чтобы исключить такой вариант развития событий, пишется расписка в получении денежных средств. Она является письменным доказательством совершения оплаты и прилагается к договору купли-продажи. Расписку составляют от руки или в печатном варианте, в свободной форме. Единого регламента по ее содержанию не существует, поскольку невозможно учесть все нюансы и договоренности, которые могут существовать между продавцом и покупателем. Однако мы предлагаем шаблон АН «Риэлти», который поможет вам при составлении расписки.
Что указать в расписке?
В большинстве стандартных случаев расписки содержат следующие данные:
- место и дата составления документа
- информация о продавце и покупателе, включая данные паспорта
- информация о предмете сделки — локация, метраж, кадастровый номер квартиры, адрес и так далее
- данные договора купли-продажи имущества
- сумма средств к оплате — то есть стоимость жилья — цифрами и прописью
- личная подпись лица, получившего озвученную сумму, и обязательно с расшифровкой.
Принимая во внимание существование уникальных условий по сделке, текст расписки может содержать и другие данные. На самом деле, чем больше данных будет содержать документ, тем лучше, ведь это гарантия отсутствия проблем и вопросов по сделке после ее совершения.
Документ подписывается только в присутствии покупателя и только после того, как он с ним ознакомится.
Заверения нотариуса расписка не требует, однако может быть заверена по желанию сторон — это придаст ей дополнительный вес. Также для повышения значимости документа можно заверить расписку подписями свидетелей — например, риелтора. Однако и без визы нотариуса, и без дополнительных подписей, она имеет юридическую силу.
Расписка составляется в единственном экземпляре, который остается у покупателя. Срока давности этот документ не имеет.
Что еще следует учитывать?
Рассмотрим несколько случаев, которые могут вызывать вопросы при составлении расписки.
- Если объект недвижимости — предмет договора купли-продажи — принадлежит на правах долевой собственности сразу нескольким людям, то они все должны составить расписки. При этом указав в документах суммы, полученные соразмерно принадлежащим долям.
- Если возраст собственника менее 14 лет, расписку за него составляет один из родителей либо опекун. Сам собственник на сделке может вообще не присутствовать.
- Если законному владельцу жилья менее 18, но более 14 лет, то расписку он пишет сам, но обязательно указывает не только свои паспортные данные, но и данные присутствующего при совершении сделки родителя или опекуна.
- Если продажа квартиры совершается на основании доверенности, в расписку нужно включить и данные собственника, и данные представителя. При этом доверенность должна давать право на совершение любых операций с недвижимостью — включая продажу и получение в ее результате денежных средств.