"Путеводитель по раздаточной коробке: NIVA в деталях"

11K прочитали
 «Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.  Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК).

«Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.

 «Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.  Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК).-2

Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК). Если говорить о классической «Ниве», РК имеет два рычага управления:

передний , позволяющий заблокировать или разблокировать межосевой дифференциал и задний, служащий для переключения передач в РК и имеющий три положения (низшая передача, нейтраль, высшая передача). При движении по дорогам с нормальным покрытием рычаги должны располагаться следующим образом:

  • передний — сдвинут вперед;
  • задний — назад (легко запомнить не правда ли?).
 «Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.  Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК).-3

В каких же случаях требуется изменять положение этих рычагов?

Межосевой дифференциал блокируется (передний рычаг - назад):
-при движении на скользких подъемах
-при движении по пересеченной местности, когда есть риск вывешивания одного из колес
-при трогании с места на скользкой поверхности
-движении по грязи, глубокому снегу, песку
-зимой при движении по снежной каше и льду (но следует очень аккуратно проходить повороты)

Не допускается блокировка межосевого дифференциала на дорогах с сухим твердым покрытием, где будет затруднено проскальзывание колес, это ведет к большой нагрузке на детали трансмиссии, усиленному износу резины и увеличению расхода топлива.


Пониженную передачу (задний рычаг максимально сдвинут вперед) включают для увеличения тягового усилия:
-на крутых подъемах;
-при движении по грязи, глубокому снегу, песку, когда мощности двигателя начинает не хватать;
-при буксировке тяжелого прицепа;
А так же при необходимости движения с максимально низкой скоростью (например в пробке).


Переключение передач в раздаточной коробке, обычно, сложностей не вызывает.

Для этого достаточно просто остановиться (не стоит переключать передачи на ходу), можно еще выжать сцепление. А вот включение и выключение блокировки дифференциала у неподготовленного человека порой вызывает затруднения.

Есть несколько простых правил, облегчающих манипуляции с передним рычагом РК.

Включать блокировку нужно непосредственно перед проблемным участком дороги, чтобы не пришлось лихорадочно дергать рычаг, когда машина уже закопалась.

Если блокировка не включается на месте, немного выворачиваем колеса и начинаем движение, при этом тянем рычаг на себя. Когда рычаг переместится, загорится лампочка на приборной панели, показывающая, что дифференциал заблокирован.

Выключение лучше производить при прямолинейном медленном движении, толкая рычаг от себя. Если не выключается, во время движения начинаем немного поворачивать руль в разные стороны (вилять рулем). Также очень помогает проехать немного вперед, остановиться, начать движение задним ходом и в этот момент производить выключение.

 «Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.  Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК).-4

Все вышеописанное справедливо и для автомобилей семейства Niva Travel. С той лишь разницей, что за блокировку дифференциала и переключение передач в РК отвечает один общий рычаг, и немного отличается схема его работы.
 «Нива» - один из самых известных отечественных автомобилей повышенной проходимости.  Одним из его достоинств, сильно повышающим внедорожные характеристики, является наличие раздаточной коробки (РК).-5