Найти тему
Записки репетитора

Про профильные классы в обычных школах и их пользу… Или не совсем пользу

Сразу уточню: я пишу конкретно о школах нашего города. Я знаю, что в больших городах не так. Там есть и гуманитарные классы, и IT-классы, и какие-то инженерные, и даже медицинские. Нет, у нас ничего такого нет.

И, вроде бы, там обычно проводят анкетирование среди родителей и учеников, чтобы выяснить, какие профили вводить. Нет, у нас не так. У нас школа просто объявляет, что будет такой-то профиль. Все. Родителей и учеников никто не спрашивает.

Нет у нас такого выбора )))
Нет у нас такого выбора )))

Расскажу о том, что есть.

Есть физмат. Вот это почти в каждой школе. Иногда вообще набирается только один 10 класс – физмат. Кого не устраивает – уходит в другую школу. Но один маленький момент – при поступлении физика часто идет рука об руку с информатикой. А информатики в таких классах – стандартный один раз в неделю. Мало. Хотя физики 6 уроков в неделю.

Еще очень распространен социально-экономический профиль. Это история, обществознание, география, профильная математика. Я часто сталкиваюсь вот с чем: ученик сдает историю и общество. Еще два профильных предмета ему, по сути, не нужны. Но деваться некуда… Собственно, я вчера рассказывала, как в таком классе никто географию не сдает, но ее там 5 уроков в неделю и готовят к ЕГЭ всех. Ибо профиль.

Химико-биологический профиль. Правда, его почему-то уже лет 5 как сокращают со страшной силой. Раньше такие классы были в 3 школах города, сейчас только в одной. Видимо, не очень востребованное направление. Чаще всего туда шли те, кто сдавал пакет экзаменов «русский-химия-биология», то есть без профильной математики. Однако в этих классах она есть. То есть базу сдавать можно, но учить будешь профиль. Насколько я знаю, в этом году данный профиль вообще убирают, в одной из школ оставляют естественно-научный. Как мне сказали дети, это химия, биология, профильная математика, география, обществознание.

Физико-химический профиль. Профильная математика, 6 физик в неделю, 2 химии. Кому нужна химия в сочетании с биологией – несколько пролетают. Кому физика+информатика – тоже. Поэтому очень часто один из профильных предметов терпят с зубовным скрежетом. Допустим, нужна химия и биология. Значит, учишь не сильно нужную тебе физику, а на биологию ходишь к репетитору.

Психолого-педагогический профиль. Чуть больше обществознания, чем в обычных классах. Есть три дополнительных предмета: танцы, психология, риторика. Собственно, для поступления – ни о чем. Поэтому выбирают методом исключения: в социально-экономическом две химии, тут одна. Пойду туда, где одна.

И еще есть классы без профиля – общеобразовательные. Там всего серединка на половинку.

****

Теперь давайте уточним еще один момент – это всеми любимое общее развитие. Типа, да, это не нужно на экзамене, но это для развития, это же неплохо.

Уважаемые! Общее развитие закончилось к девятому классу. 10-11 классы заточены на ЕГЭ. Ибо сейчас поступить на бюджет очень тяжело. Так что в gpoбy они видели это общее развитие, им не до него сейчас. Им надо сосредоточиться на тех предметах, которые они будут сдавать. И не забудьте, у них еще куча времязатратных вещей, вроде всяких разговоров обо всем и дополнительных уроков ОБЖ под новым названием.

Теперь смотрим дальше. Вот, к примеру, я хочу на что-то гуманитарное. Это литература и английский. Или общество и английский. В какой класс я пойду? А нету такого. Поэтому либо общеобразовательный, либо методом исключения – в социально-экономический, там хотя бы общество. То есть из двух зол выберу меньшее.

Хочу сдавать профильную математику и информатику. Куда я пойду? В физмат. Ибо больше некуда. Получу математику, но без информатики. Зато с углубленной физикой.

Про физико-химический я выше написала.

Остается общеобразовательный, и тогда репетиторы. Да в любом классе репетиторы, как вы видите. Но возникает вопрос: а где я возьму время на этих репетиторов, если мне надо сдавать английский и общество, а я еще углубленно учу историю и географию, потому что они входят в мой профиль? И, кстати, по другим предметам меньше тоже не требуют.

У нас в городе, видите ли, особенность профильных классов такова: по профильным предметам требуют больше. А по остальным… Тоже требуют. Не меньше. То есть по профильным предметам требования повышают, а по остальным не понижают.

Добавим к этому еще один нюанс: в профильных классах профильные предметы часто ведут учителя, которые не являются по ним специалистами. Я писала же вчера, что биологию ведет учительница истории. Она к ЕГЭ подготовит, а?

А теперь объясните мне, в чем смысл этих так называемых профилей? Дети рвутся, как загнанные лошади, спят по 4-5 часов в сутки. Описать примерный распорядок дня среднего ученика 10-11 класса?

После школы – если повезет, час-полтора поспать. Но это редко. Потом репетитор. Чаще всего 2. Или даже 3. Добраться глубоким вечером до дома. Быстро поесть. Это часов 9 или чуть после. Делать школьные задания часов до 12. Или больше, как уж получится. Мы же помним, что в школе очень любят давать что-то объемное: конспект, таблицу, развернутый письменный ответ на вопросы, письменный перевод текста с английского на русский. Потом часов до двух делать задание, которое дал репетитор. Или самому прорешивать варианты ЕГЭ. Как мне одна девочка сказала:

- Я вчера спать легла – и как моргнула. Раз – и уже утро.

Понимаете, самое обидное, если бы такое бдение шло на пользу. Так ведь нет. Школьник вынужден часами сидеть над тем, что ему не сильно будет нужно, жертвуя при этом подготовкой к экзаменам.

Так что профильные классы в том виде, которые я описываю, это далеко не панацея. Скорее, наоборот. И, кстати, именно такая организация учебного процесса дает зеленый свет репетиторам, которых тут очень многие ругают.

Как вы считаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: Кстати, все то, что я описала – еще одна причина, по которой дочь ушла из обычной общеобразовательной школы. У них в школе все организовано немножко не так. Если есть необходимость, могу потом кратко написать. Написала:

Как реализуется деление по профилям в школе дочери

И небольшое дополнение к сегодняшнему тексту - здесь. Стоит ли биться за медаль...

Вот о чем я писала 24 сентября в прошлом году:

Кривое зеркало комментаторов

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.