Вот ругала я семейное обучение. А сейчас, глядя на то, что творится в обычных школах, очень сильно задумалась. А вдруг это и правда теперь лучший вариант?
Давайте я немного расскажу о том, как обстоят сейчас дела в школах нашего города, особенно в старой школе дочери (ничего личного, просто так получилось, что я о ней больше всего знаю – у меня очень много учеников оттуда).
***
Из одной школы уволились шесть учителей. Часть предметов пока не ведется, постоянного расписания нет.
Из другой уволились физик и информатик. Предметы не ведутся, расписания из-за этого тоже толком нет.
Из третьей уволились чуть не все работники столовой. Кормят только начальную школу. Остальных не кормят, поэтому они довольно рано заканчивают (пожалуй, единственные из всех школ). Но у них перемены по 5 минут и уроки по 30 минут. Что можно успеть за 30 минут урока?
Четвертая находится в аварийном состоянии, ее переместили в пятую, где и своих учеников полно. Поэтому учатся во вторую смену, заканчивают около шести вечера. Но там уже конкретно страдают учителя. Им приходится работать практически с 8 утра до 6 вечера с кучей «окон». Пенсионеры (а их много) собираются увольняться.
Что характерно, при всем этом все разговоры не отменяются и проводятся. ))
***
Теперь о бывшей школе моей дочери. У 10-11 классов теперь три классных часа в неделю! Один – разговоры о важном, второй – о профориентации, третий – собственно классный час. Но если вы думаете, что он используется для решения каких-то организационных моментов, то вы крупно ошибаетесь. Там тоже беседуют на какие-то темы, которые заранее выданы.
К одному уроку ОБЖ в неделю добавился урок ОБиЗР (Основы безопасности и защита Родины). Странно, я думала, будет вместо. Добавилась исчезнувшая после 8 класса технология. Что они там будут делать – пока сами не знают. А, и еще добавился предмет «Вероятность и статистка», или как там называется. И ОДНКР («Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Но это вроде бы для среднего звена.
Моя ученица в 10 классе. Он называется как-то интересно: гуманитарный с углубленным изучением математики. Эх, а почему тогда нет математического с углубленным изучением литературы? При этом у них примерно 6-7 уроков математики, 5-6 обществознания и 5 географии. Экзамены по географии не сдает никто. Тем не менее, учитель сказал, что будут заниматься по тестам ЕГЭ и вообще готовиться к ЕГЭ, ибо это входит в их профиль. С другой стороны, английский (там стандартно, 3 раза в неделю) сдает человек 5-6. Но им сказали, что никакой подготовки к ЕГЭ, потому что «много уроков будет пропадать» (почему?), поэтому они будут идти только по школьной программе.
В результате занятия начинаются в 8 утра, как и положено. Заканчиваются после 16.00. До половины пятого примерно. (График моей дочери – тут до двух, там до трех, тут до пяти, но и начинают с десяти. Хммм… Впрочем, напишите в комментариях, если интересно, я их схему занятий тоже обрисую.)
Что касается учителей… Там вообще интересно. У двух десятых классов один классный руководитель. У одного из пятых классов классный руководитель – их бывшая учительница начальной школы. Говорят, что «больше нет». Я так и не поняла, чего «нет» - желающих или других вариантов.
У шестого класса одна и та же учительница ведет историю, обществознание, русский и литературу. Ну, допустим. Она бакалавр по истории, а магистр – по русскому и литературе. Хотя, на мой взгляд, какие-то предметы все равно будут «проседать». Ибо невозможно прекрасно преподавать такой спектр дисциплин.
У пятых классов один и тот же учитель ведет русский, английский и математику. Нуууу… Гибридная специализация, многостаночники.
У 10-11 классов геометрию ведет учитель математики, алгебру – учитель информатики.
Учительницы географии по-прежнему нет, ее ведут три человека: учитель истории, учитель ОБЖ и педагог-организатор.
Ушла на пенсию учительница биологии. ( Теперь биологию ведет учительница истории и регионоведения. Причем не только в среднем звене, но и в профильных 10-11 классах. В профильных… Ладно, молчу.
***
И что мы видим в итоге? Что дети либо просто просиживают штаны на куче непонятных предметов и «разговоров», либо занимаются с неспециалистами, которые чаще всего просто выразительно зачитывают учебник под запись, а потом бегут переучиваться к репетиторам. Только уже бежать затруднительно – ибо получается только после 4-5 вечера.
А еще репетиторы эти что-то задают. И я задаю, и много – экзамен ведь сдавать. И в школе задают. И тоже много. Причем в основном, как они это называют, «на самостоятельную отработку». А на уроках чаще всего пишут проверочные. Мои ученики за первую неделю уже чуть не по всем предметам написали, причем раза по 2-3.
Я на это все смотрю и думаю:
- А смысл тогда ходить в школу вообще? Терять там время, а потом самому читать учебники и бегать по репетиторам? Так это и без школы можно. А в школу приходить, допустим, только писать эти проверочные. Или задания сдавать, которые можно вполне получить и на неделю/месяц. Или получать/сдавать в электронном виде. И для получения этих заданий не надо высиживать на уроках.
И жизнь при этом станет гораздо легче, времени будет больше, а учеба – эффективнее.
Как вы считаете?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Впрочем, как-то оставила на моем канале комментарий учительница средней школы. После этого я поняла, что в школе действительно сейчас делать нечего. Но об этом – сегодня в посте.
А завтра, с вашего позволения, я бы хотела немного порассуждать на тему профильных классов в обычных школах. Как-то не совсем правильно там получается, мне кажется.
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.