Когда речь идёт о внедрении проектов 1С, таких как 1С: ERP, 1С: Комплексная автоматизация, 1С: Управление холдингом, можно рассматривать различные подходы к установке систем.
Отметим, что методы, предполагающие гибкий подход не всегда уместны, потому что требую сбора огромного количества данных и комплексной реализации, а за ними большого бюджета и времени.
Поэтому возрастает спрос на методы более быстрой и менее затратной реализации проектов.
В представленной статье мы рассмотрим несколько из имеющихся на сегодняшний день подходов.
“Жёсткий” Водопад
Начнём с самого частого используемого, классического подхода, который носит название “водопад”. Метафорическое, но не случайное слово, означает, что внедрение, согласно этому подходу, происходит поэтапно.
Рассматриваемый подход чаще всего используется при автоматизации государственных структур, бюджетных организациях, как раз в тех случаях, когда необходимо подробное документальное подтверждение всех этапов реализации. Методика используется достаточно давно, с 70-х годов, поэтому её относят к классике.
Проект, создаваемый с помощью “водопада” проходит следующие ступени:
● подготовка проекта внедрения системы, сбор информации и требований, к будущей системе;
● создание проекта, модели системы, её прототипа;
● установка системы, её разработка, настройка и доработка;
● подготовка к эксплуатации, соединение с имеющимися системами, перенос данных
● эксплуатация, запуск системы в работу в тестовом режиме;
● переход в эксплуатацию, устранение замечаний;
● эксплуатация.
“Водопад” придётся по вкусу руководителям, любящим чёткость, точность и измеримость результата. Чем хорош подход поэтапного внедрения 1С? Как раз тем, что содержание действий на каждой ступень фиксировано, имеет правильную последовательность и чёткий результат. К тому же есть гарантия получения желаемого результата, а вероятность ошибок сведена к минимуму. Перед началом и после завершения проекта заказчик получает полную документацию по всем этапам внедрения проекта.
Но подход не был бы живым без минусов, которые всё же есть.
“Водопад” предполагает закладку большого количества времени на реализацию, а значит, и в денежном вопросе придётся не скупиться. Чёткий регламент также не рассчитан на гибкость, а согласование каждого этапа отнимает много времени.
Что касается других подходов, “водопад” часто сравнивают в более гибким Agile, который переводится с английского как “проворный”.
“Гибкий” Agile
Представляет собой реализацию небольшими по времени циклами, которые часто длятся две-три недели.
После каждого цикла происходит оценка результатов и настройка векторов дальнейшей работы. При этом учитываются текущие потребности компании и мнение руководителя. Например, директор сообщает о том, что сейчас самая приоритетная задача состоит в том, чтобы наладить работу бухгалтерии. Тогда следующий этап внедрения пройдёт именно там.
Реализация происходит по следующей схеме:
1. Детальная проработка требований с приоритетом 1.
2. Реализация в течение 2-4 недель.
3. Демонстрация результатов и приём работы заказчиком.
4. Ввод системы в эксплуатацию.
Этапы 1,2,3 повторяются, 4м этап завершающий, после реализации всех циклов.
Главная цель подхода - за максимально короткое время предоставить продукт, который уже может решить имеющуюся проблему, но ещё требует внимания и доработок. Agile за живой диалог с заказчиком, а не тонны бумаги, к тому же результат лучше всего показывать на практике. Таким образом, уже через 2-3 месяца заказчик получает полностью внедрённую и работающую систему.
Реализация происходит с обязательными встречами куратора проекта, руководителя или рабочих групп, и обсуждения насущных вопросов касающихся внедрения. Как правило, встречи должны проходить каждую неделю.
Подход подойдёт тем, кому важно получать быстрые результаты. Кроме того, огромный плюс подхода ㅡ это возможность управлять изменениями в проекте.
Без минусов никуда, agile не подходит для запуска масштабных систем, где много сквозных аналитик через всю систему, ведь подход не предполагают длинного сбора требований. Множество изменений и переделок по ходу реализации проекта приводит к сложностям в прогнозировании достигаемого результата.
Практически идеальным решением оказывается подход, объединяющий в себе обе методологии.
Гибридный подход (объединение водопад и agile)
Описанные выше подходы в чистом виде сегодня используются редко, чаще всего подрядчики объединяют их.
Вначале происходит исследование имеющейся системы, сбор данных, получение информации о желаемом результате, и уже после происходит работа по обозначенным этапам. По каждому блоку может быть проведено моделирование, проектирование, реализация, запуск и составлена необходимая документация. Её объём может быть существенно сокращён, к примеру, не составлено описание текущей ситуации, но есть описание модели будущей системы и подробные технические задания для реализации каждого этапа.
При непосредственной реализации задуманного уже может применяться как раз agile подход. Когда в процессе внедрения подсистем ведётся постоянный диалог с заказчиком и возникающие проблемы решаются по горячим следам, на основе обратной связи непосредственных пользователей 1С.
Гибридный подход сохраняет необходимость моделирования и составления проектов, но в более простом и понятном виде. Главное, реализация проекта происходит гораздо быстрее, если сравнивать с подходом “водопад” и более качественно, чем при использовании чистого agile подхода.
К тому же за счёт уменьшения количества подготавливаемых документов уменьшается срок работы над проектом, трудозатраты и, соответственно, снижается стоимость реализации проекта. Однако максимально точных сроков, как при использовании “водопада” не будет, не будет и сильно плавающих как в agile, т.е. в разумных пределах сроки могут плавать.
Но нельзя выделять для себя только один понравившийся подход, определял другие как плохие. У каждого есть свои плюсы и минусы. Поэтому заказчику и подрядчику важно договориться о том, какая модель наиболее приемлема для конкретной компании и имеющихся задач.
Другие подходы
1️⃣ Поблочный запуск похож на agile. Подход предполагает комплексный сбор условий, необходимых для реализации в будущей системе. Но запуск системы в работу происходит поэтапно, частями. Оставшиеся части системы продолжают свою работу так же как и ранее.
Такой подход уменьшает срок, за который будет получен видимый результат. Есть возможность сразу внедрить основные элементы, на которых построена жизнедеятельность компании, это могут быть продажи, снабжение, склад и всё то, что не требует обязательных доработок. За счёт этого внедрение происходит быстрее и быстрее окупаются вложенные средства.
Минусу подхода. Необходимость интеграции имеющихся систем с новой, внедряемой и ведения работы сразу в обеих. Это может привести к трудностям сбора необходимой информации.
2️⃣ Запуск в формате Scrum - это гибкая методика, разбивающая проект на короткие итерации (спринты) с акцентом на командной работе и постоянной обратной связи. Идеально подходит для проектов, где требуется быстрая разработка и постоянная готовность к изменениям. Широко используется в разработке программного обеспечения и не только.
Минусу подхода. Требует дополнительного времени на организацию и проведение спринтов. Не всегда подходит для проектов с жесткими сроками и бюджетами.
3️⃣ Запуск в формате Kanban: Kanban - это методика управления рабочим процессом, основанная на визуализации и ограничении рабочего объема задач. Подходит для проектов с непостоянным потоком работ и требований. Широко используется как инструмент управления задачами и бизнес-процессами.
Минусу подхода.
- Не предоставляет жесткой структуры для проектов, где требуется четкое разделение на итерации.
- Может потребовать дополнительных усилий в управлении, чтобы избежать перегрузок задачами.
4️⃣ Запуски в формате MVP. Запуск происходит сразу, для внедрения берётся одна из типовых моделей 1С подходящая под сферу деятельности предприятия или та, что совсем немного доработана. Вне изменения и улучшения в систему вносятся уже в процесс эксплуатации.
Формат хорош тем, что автоматизация происходит сразу, задействованной оказывается сразу большая часть компании. Срок полной реализации небольшой, а значит, и необходим небольшой бюджет.
Минусы подхода. С самого начала внедрения не берутся в рассмотрение потребности компании, т.к. доработка происходит уже в процессе. Пользователям приходится подстраиваться под изменения программ и учиться работать в них прямо-таки в полевых условиях и не единожды, а на протяжении всех этапов работ. К тому же появляются временно не автоматизированные сотрудники и даже целые области учёта.
5️⃣ Запуск в формате DevOps это культурный и технический подход, цель которого ускорить процесс разработки и поставки программного обеспечения, автоматизировать процессы и улучшить сотрудничество между разработчиками и операционной командой. DevOps подход применим для проектов, где важна автоматизация поставки и управление инфраструктурой.
Преимущества: ускорение процесса разработки и поставки, повышение надежности и стабильности системы.
Минусы подхода: требует изменения культуры и инфраструктуры, не всегда применим для всех видов проектов.
6️⃣ Запуск в формате Lean - это методика, основанная на принципах устранения потерь и оптимизации процессов. Lean стремится к улучшению эффективности, сокращению издержек и увеличению ценности для клиента. Lean подход подходит для оптимизации бизнес-процессов и устранения неэффективных действий.
Преимущества: улучшение производительности и качества, сокращение издержек.
Минусы подхода: может потребовать времени для внедрения изменений, требует тщательного анализа процессов.
Какой подход выбрать? Лучше ответить на этот вопрос совместно с выбранным вами подрядчиком, который взвесит все за и против относительно именно вашего случая.