Найти тему
Учительская

Чему меня не научили в универсиете?

Я не могу жаловаться на свое образование в университете. Мне дали хорошую базу химических, биологических и психолого-педагогических знаний. Благодаря им, я знаю, как учить детей, как справедливо оценивать детей и даже имею компетенции по работе с одаренными, а также с ограниченными в возможностях здоровья детьми (это было очень кстати на моем первом месте работы).

Однако, множество аспектов работы учителя так и не было раскрыто. Из-за их отсутствия, даже студентам, имеющим педагогическое образование приходится очень долго и усердно работать над тем, чтобы утвердиться в школьном сообществе (родители, администрация, дети, коллеги). Давайте обсудим некоторые упущения нынешней системы Высшего педагогического образования.

1. Работа с системами электронного образования. Когда я впервые пришел в школу, как новоиспеченный учитель химии, как назло судьбе началась последняя волна коронавирусной инфекции. Следовательно, все занятия на две недели перенесли в дистант.

Мое умение пользоваться Zoom и Theams это лишь 30%, того, что от меня требовалось.

Урок в ДОР (дистанционные образовательные ресурсы) должен иметь определенный тайминг (по 15 минут урока с перерывами для отдыха - 5 минут) из-за того, что детям нельзя находиться перед мониторами слишком долго. Исходя из этого, урок должен содержать очень краткую информацию о теме. Обязательно должна присутствовать наглядная информация, оформленная в виде презентации. И умение пользоваться электронной доской в Zoom, так же было обязательным (благо у меня был графический планшет для облегчения процесса написания формул).

Для ЭОР (электронные образовательные ресурсы) учителю необходимо составлять «чек-лист», используя который, дети изучают тему полностью сами. И нет, это не просто список вопросов, на которые надо дать ответы. Это полноценный ресурс, где должны быть разнообразные задания (таблицы, соответствия и т.д) к которым должны быть подобраны интернет-источники.

Ведение уроков с помощью дистанционных средств обучения, составление электронных курсов – это важные компетенции, которые должен получать каждый студент педагогического направления (не только университетов, но и колледжей).

2. Работа с электронными дневниками. Еще будучи школьником (тогда начали вводить электронные дневники) я восхвалял электронные дневники. Их удобность, практичность нельзя переоценить. Пришел домой, зашел в дневник и выполнил задание.

Сейчас, находясь на месте учителя я понимаю, что электронный дневник – это просто кошмар. Работа с ними это, не только, то, чему меня не обучили в университете, но и то, чему я не могу научиться, находясь в профессии уже три года.

Во-первых, в России нет единой системы электронных дневников. Каждая школа может выбрать сама в какой системе ей работать.

Во-вторых, составление КТП (календарно-тематического планирования) для дневника и для рабочей программы это разные процессы, которые требуют времени и навыков. Что уж говорить о том, когда темы «по факту» и «по плану» не совпадают.

В-третьих, выставление оценок, промежуточные аттестации, экзамены – это операции порой, ломающие логику учителей. Одному классу можно поставить «3» при средней оценке «2,59», а другим нельзя.

В общем, необходимо ввести единый электронный дневник и научить им пользоваться до того, как студент приступает к профессиональной деятельности, то бишь в университете или СПО.

3. Классное руководство. Меня данная напасть пока что, благополучно обходить стороной, но рано или поздно мы сгорим как звезды она до меня доберется – это как пить дать. Видя, как коллеги-классные-руководители тратят уйму времени на заполнение документов национального и религиозного состава класса (зачем это нужно, а главное кому?), составление половозрастных таблиц, подготовку классных часов – я начинаю нервничать.

А почему, я начинаю нервничать? Потому что я не компетентен в данном вопросе. Я не знаю, как организовывать класс на походы в театры кино и выставки. Я не знаю, как заполнять листки питания, посещения, успеваемости. И черт возьми, я не знаю, как собирать деньги на «новые шторки» и «учебники» (это шутка, школы не собирают деньги на ремонт классов).

Думаю, навык классного руководства – это важный компонент профессиональной деятельности, под который должны выделять отдельную дисциплину в учебных планах университеты, институты и колледжи.

4. Работа с родителями. Отчасти данная проблема вытекает из предыдущей. Проведение родительских собраний, стресс не только для учителей, но и для родителей. Собрать тетенек и дяденек в школьном кабинете – дело не из простых. А ведь, им еще надо рассказать, как будет организован процесс обучения и досуга детей. Их надо изредка собирать, чтобы информировать об успеваемости детей. И (не дай Бог) вызывать на ковер, чтобы отчитывать за поломку в школе.

Работа с родителями не так проста и у учителей-предметников. Никто не учит будущих учителей, как донести до родителей новости об отставании ребенка по программе, или как предложить перевести его на другие формы обучения (семейная, индивидуальная), посетить ПМПК.

Обучению возрастной психологии, психологии ребенка уделяется достаточно большое количество времени в университете. Однако, психология родителей (такая есть – я проверил) не изучается, а лишь вскользь упоминается, и то, из личного опыта преподавателей. Стоило бы изучить этот аспект работы поподробнее!

Такая вот интересная статья получилась, исходя из моих наблюдений и личного опыта. А как Вы думаете, чего еще не хватает в современной системе профессионального образования учителей?