На связи снова управляющая компания сети Мята! И сегодня мы расскажем вам, что же такое франшиза, роялти, паушальный взнос, договор коммерческой концессии и о других страшных (на самом деле нет!) словах.
Что же такое франшиза?
Это модель бизнеса, при которой компания предоставляет право на использование своего бренда другой компании: готовую бизнес-модель, товарный знак, брендбук, промо-материалы, консультационную и техническую поддержку - весь комплекс необходимых материалов для успешного запуска бизнеса под именем бренда.
Среди известных франшиз - McDonald’s, и Subway, Ozon и Wildberries, Пятерочка и FixPrice, Cinnabon и Don Donuts, Marriott и Holiday Inn, Лукойл и Invitro. Да, да, все эти бренды - франшизные сети.
Что у нас дальше по списку?
Франчайзер – компания или предприниматель, владеющий брендом.
Франчайзи – компания или предприниматель, получающий право использования бренда.
Договор коммерческой концессии – документальная договоренность между данными лицами, где одно разрешает другому использовать в коммерческих целях свой бизнес-опыт за установленное вознаграждение. По этому договору передаются права на интеллектуальную собственность, оговариваются все права и обязанности сторон.
Паушальный взнос - единоразовый платеж, за который предприниматель передает права на использование своего бренда и предоставляет услуги для открытия данного бренда, благодаря чему модель бизнеса становится успешной.
Роялти - это регулярные платежи, например, ежемесячные или ежеквартальные, которые франчайзи обязан выплачивать за право использования бренда. Роялти обычно являются процентом от выручки франчайзи.
Как развивался франчайзинг?
Ряд историков и экономистов утверждают, что франчайзинг обязан своим появлением… испанской королеве Изабелле I Кастильской, которая в середине 15-го века предоставила Христофору Колумбу «франшизу» на развитие торговли с Новым миром. Конечно же, это данная модель далека от франчайзинга в том виде, который мы знаем сейчас. Но версия имеет право на существование.
С большей уверенностью можно утверждать о том, что система берет свое начало в США конца 19 – начала 20 века. Первым франчайзером считается Исаак Зингер – основатель всемирно известной компании, выпускавшей швейное оборудование. Он совместно со своим партнером организовал «Объединение швейных машин». Входившие в это объединение коммерческие предприятия получали право реализовывать продукцию под торговой маркой «Zinger». Зингер получил неоспоримое преимущество перед другими крупнейшими производителями швейных машин и смог значительно увеличить прибыль своей компании.
После Второй мировой войны франчайзинговая модель стала особенно популярной в гостинично-ресторанной индустрии. Началось все со знакомой многим истории - с интереса продавца мультимиксеров Рэя Крока к маленькому ресторану быстрого питания. Предприимчивый Крок разглядел в таком кафе отличные возможности и приобрел у его владельцев – братьев Макдональдов лицензию на право открытия собственных заведений общественного питания такого же формата. В 1955 году он открыл ресторан McDonald’s и начал продажу франшизы под торговой маркой и в других штатах. С этого момента «франчайзинговая лихорадка» начала захватывать мир.
Подведем итоги.
Суть франчайзинга в том, чтобы обе стороны получали выгоду от сотрудничества. Для франчайзера - это возможность расширения бизнеса, для франчайзи - проверенная модель бизнеса, поддержка, опыт уверенность в возврате инвестиций. За несколько десятилетий данная система стала одной из наиболее популярных способов начала собственного бизнеса и масштабирования уже стоящего на ногах.
По статистике лишь 15 % компаний, созданных буквально с чистого листа, выживают в течение первых пяти лет работы.
И только 13 % франчайзинговых точек прекращают свою деятельность в течение того же времени.
Не забудьте нажать на кнопку ниже и подписаться: впереди еще много интересного о мире франчайзинга и жизни одной из его ярчайших представителей - сети Мята!