Найти в Дзене
Bizmedia.kz

Минфин РК пока не планирует цифровизировать контроль за налогами

   Фото: Sputnik. Анатолий Пак
Фото: Sputnik. Анатолий Пак

Высшая аудиторская палата (ВАП) указывает на отсутствие конкретных показателей в плане развития Минфина Казахстана относительно цифровизации налогового контроля. Также отмечается недостаточная прозрачность процесса выбора налогоплательщиков для проверок, сообщает Bizmedia.kz.

Высшая аудиторская палата: в планах Минфина РК нет планов цифровизировать контроль за налогами

В результате сессии ВАП, где обсуждались результаты госаудита в области налогового и таможенного администрирования за 2022 год, было замечено отсутствие целевых показателей по цифровизации налогового контроля и принудительному взысканию задолженности.

Документ подтверждает, что на 1 января 2023 года переплата налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет составляет 2 трлн тенге, что на 450 млрд больше, чем в 2021 году. Налоговая задолженность в консолидированный бюджет достигла 706 млрд тенге. Эта цифра увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом и продолжает расти в 2022 году на 14,1% или 87 млрд тенге.

Законодательство Казахстана страдает от недостаточной реализации и развития информационных систем в комитете государственных доходов министерства финансов. Пилотный проект, связанный с оформлением товарных накладных, завершился без достоверной оценки его эффективности. Также возникают проблемы при прозрачном отборе налогоплательщиков для проведения проверок.

Важной проблемой является задержка в реагировании на неполномочные уведомления об устранении выявленных нарушений в ходе камерального контроля со стороны государственных доходов.

Упрощенная процедура регистрации новых юридических лиц создает условия для злоупотреблений, которые, согласно информации ВАП, в конечном итоге приводят к аннулированию таких лиц.

Эффективность принудительного взыскания зависит от результатов отдельных налогоплательщиков, которые существенно влияют на общий процент взыскания. В то же время около половины общей задолженности не подлежит взысканию.

«Меры реабилитации и банкротства не достигают ожидаемых результатов и часто сводятся к покрытию социальных затрат и возмещению расходов, связанных с реализацией данных процедур», — подчеркивают в палате.