Найти тему

Пора продлёнку сделать обязательной. Плюсы и минусы

Оглавление

Советская школа возвращается

Недавно в интервью в программе «Родительский вопрос»Ольга Юрьевна Васильева, президент Российской академии образования и бывший министр образования Правительства России отметила, что последние изменения, которые принимаются в области образования, возвращают образование к советской системе. И привела в пример высказывание президента США Джона Кеннеди после запуска советского спутника, что СССР выиграл соревнование в космосе за школьной партой.

И это действительно так. Советское образование считалось лучшим в мире. Сейчас на уровне от 30 до 40 места в зависимости от параметров исследований.

А в СССР была такая практика, как продлёнка. То есть после основных занятий дети переходили в группы или в классы продлённого дня. В продлённых группах дети получали питание, делали домашнее задание, занимались дополнительными занятиями в факультативах и кружках. Причём эта практика была обязательной и очень хорошей поддержкой для родителей. Действительно, дети под присмотром педагогов - воспитателей, домашнее задание вечером уже выполнено, не надо беспокоиться, чем занимается ребёнок. Всё делалось для благополучия детей и родителей.

-2

Наступили новые времена. Реформирование, оптимизация, «новая школа» и значительная часть положительного багажа было утрачено. В стране осталось всего 40 тысяч школ. В настоящее время группы продлённого дня работают в 11,7 тысяч школ (28%).

И если группы продлённого дня ранее в российскую современность существовали без поддержки на законодательном уровне, то в прошлом году был принят федеральный закон о внесении поправок в основной закон об образовании:

Федеральный закон от 14.07.2022 № 301-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот закон внёс некоторую определённость в функционировании групп продлённого дня в образовательных учреждениях, прежде всего в финансовых вопросах.

-3

Плюсы и минусы продлёнки

Рассмотрим некоторые принципы организации продлёнки. Прежде всего, обязательна ли организация групп продлённого дня в школах или нет? Как поясняют нормативные акты, решение по организации групп продлённого дня принимает руководство школы по согласованию с родителями (совет родителей). Говоря проще - государство не способно организовать продлёнку в рамках образовательного процесса. В рамках оптимизации в настоящее время многие школы переполнены и не имеют свободных площадей и кадров для полноценного существования продлёнки. Разрушать было просто, а теперь надо созидать.

Из этого принципа вытекает и другой - финансирование работы групп продлённого дня. Согласно части 8 статьи 66 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учредитель (это департамент или управление местной власти) вправе установить плату и скидки (льготы) для групп продлённого дня. Обычно плата за посещение продлёнки лежит в пределах от 1,0 тысячи до 8 тысяч рублей (в частных школах до 30 тысяч рублей). Как указано в нормативных актах и в рекомендациях Минпросвещения

(письмо Минпросвещения России от 10.04.2023 № 03-652)

оплата берётся только за мероприятия, которые не входят в образовательный процесс. Запрещено включать в плату коммунальные услуги, на содержание школы, на ремонт и закладывать прибыль.

Установлена категория детей, которые могут посещать продлёнку бесплатно - дети сироты, дети из малоимущих, неполных и многодетных семей, дети военнослужащих и участников СВО и дети-инвалиды.

-4

И опять же проблема - школы не обеспечены нужным количеством кадров для организации групп продлённого дня.

В целом можно оценить, что группы продлённого дня являются большим плюсом для родителей, дети делают домашнее задание, находятся под присмотром, у детей развиваются навыки общения, у детей повышается уровень самостоятельности, дети привыкают к новому распорядку дня.

У нас двое внуков школьники, дочка у сына и сын у дочери. Если нужна помощь, моя супруга имеет наготове «походную сумку», то в одну сторону, то в другую. А что делать, если нет бабушки или дедушки в свободном режиме?

А все минусы собирают общеобразовательные учреждения. Непонятны до конца условия финансирования (плату нельзя увеличивать беспредельно), кадровый голод (учителей не хватает, нужны ставки педагогов-воспитателей), возникает вопрос компьютерного обеспечения (надо делать проектные работы, презентации), нехватка площадей (если в школе 2 или 3 смены) и т.д.

И хотя закон предполагает дополнительное финансирование из бюджетов регионов, но это ведь только рекомендация - найти и добавить.

Вот почему важно вернуть группы продлённого дня в той практике, как было в СССР, с федеральным финансированием, с едиными нормами и правилами.

-5

А как вы считаете? Занимаются у вас дети в группах продлённого дня?

Автор публикации
Пенсионер
Казак Анатолий
https://www.9111.ru/questions/7777777772806274/