Найти тему

Один во дворе с пяти лет и смог социализироваться

Читатель спрашивает: "Как можно аутиста оставить одного во дворе и уйти в магазин?"

Да запросто. Если знаешь, что аутист этот с площадки никуда не денется. А в в магазине себя вести не умеет: кричит, везде бегает и прыгает, как лягушонок из его любимой игры. Мешает сосредоточиться.

Лет с восьми начала оставлять сына на детской площадке во дворе (своём, а, бывало, что и чужом, минут на 10-15.

Пока ходила за продуктами, он катался на горке, качался на качелях. Зимой брал с собой ледянки.

И, кстати, редко в это время что-то случалось. Это уже потом, в более позднем возрасте, лет в 12-14, к нему постоянно привязывались на улице.

Он ещё выглядел старше своих лет. А вёл себя как ребёнок.

А до подросткового возраста всякие недоразумения происходили прямо на моих глазах. Доставалось сыну от других детей.

И я не успевала среагировать. Потому что двор большой, Серафим слишком шустрый. То туда побежит, то сюда. А на стадионе его вообще не догонишь, если он на самокате....

Вот можете что угодно говорить, но мне хотелось, чтобы мой сын был таким же, как все. Чтобы научился ладить с мальчишками во дворе. Играл в выше ноги от земли и гонял мяч.

Чтобы у него было обычное детство. Пусть не в школе, хотя бы на улице. И чтобы никто его не дразнил, что он такой большой и гуляет с мамой.

Всегда старалась быть в стороне. Да и сын мне говорил: "Уйди, не мешай."

И не мешала, если видела, что игра и общение складываются. Ведь бывало и так. Но очень редко. Максимум с каким-то одним ребёнком, который брал над ним шефство.

Обычно это были девочки. Они играли в дочки-матери. Вернее, в сыночки-матери. Сыночком был, конечно, Серафим. Его "водили в детский сад и в школу." Но иногда он был "мужем", главой семейства и отправлялся на работу.

Одна знакомая девочка даже "повела его в загс", надев на палец кольцо из одуванчиков.

фото автора
фото автора

Но, случалось, что и мальчики играли с сыном. Одного он приводил к нам в гости.

Напоили чаем, поиграли в машинки и проводили домой.

Парень был совсем мелким, семь лет, и жил он довольно далеко, в микрорайоне через дорогу. В наш двор заскочил по пути от бабушки.

Так что были и положительные моменты. Немало. Но много случалось не в параллельном Томске, а в реальном того, о чём я писала вчера. О чём даже вспоминать не хочется.

И сын мой был не единственным мальчиком, которого обижали. Был у нас во дворе рыженький Лёша.

Парень добрый, но очень странный. Диагноза не знаю, но с виду, по поведению и по разговору - типичный аутист.

Он на год старше Серафима, кажется, ходил в детский сад. Потом пошёл в школу, в обычный класс.

И во дворе он всегда гулял один, лет с пяти-шести. И за ним постоянно бегали дети. Дразнили, закидывали комьями грязи, били палками.

Один раз пришлось его реально спасать от более старших мальчишек, которые решили превратить этого Лёшу в боксёрскую грушу, потому что он их испугался и намочил штанишки.

И в школе, знаю, были у него большие проблемы. Дети знакомые рассказывали, которые учились с ним в одном классе.

А потом, знаете, встретила я его в поликлинике. В кабинете у зубного врача. Было ему уже лет 16. И был он по-прежнему один. Никакая мама его за руку не водила.

Сам пришёл. И доказывал, что уже взрослый и что ему нечего делать в детской стоматологии, требовал, чтобы ему немедленно вылечили зуб.

Но его всё равно отправили. Сказали, что не положено. Сейчас, я знаю, он уже закончил техникум. Что с работой, не в курсе.

Вижу его часто на улице. Волосы отрастил до плеч. Ходит куда-то с рюкзаком. Очень самостоятельный и независимый. Но всё равно видно, что человек со странностями. Походка необычная, слегка подпрыгивает, время от времени машет руками.

Но адаптировался, похоже, к миру, хоть и школа жизни у него была довольно суровая.

Так что я и не знаю даже, что лучше: за руку водить везде или вот так - во двор, в школу. И никакого присмотра. А там пусть сам социализируется, как может.

А вы, что думаете, как лучше?