Найти тему

Почему современные дошкольники меньше играют? Мой взгляд на этот вопрос

Оглавление

Как вы считаете, существует ли в настоящий момент такое понятие, как сюжетно-ролевая игра дошкольников?

Задумывались ли вы о том, почему дети стали предпочитать этой игре другие?

Игровой набор "Коктейли". Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Кафе"
Игровой набор "Коктейли". Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Кафе"

Во многих образовательных организациях углубляется противоречие между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Но только ли в этом кроется причина? Давайте попробуем разобраться.

Недостаток времени в режиме дня детского сада

Слышали о таком? И это не только выполнение норм СанПиН в части регламентации прогулочного времени, а так же организации занятий. В последнее время дефицит возможностей для организации свободной детской игры в том числе обусловлен наличием внутри детского сада дополнительных образовательных услуг. 

Гаджеты

Оставим этот пункт без комментариев. 

Уровень речевого развития детей

Не открою тайну, любой практик отметит этот пункт. Всё больше детей имеют те или иные проблемы, касающиеся их речи, начиная от звукопроизношения и заканчивая связной речью. В связи с этим возникают трудности в вербальной коммуникации и, как следствие, в организации игры.

Низкая игровая грамотность и игровая культура педагога

При общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

Отсутствие у детей семейного игрового опыта

Отсюда преимущественно бытовые сюжеты (семья, магазин), а иногда даже и их отсутствие. 

Недостаточный социальный опыт детей

Как играть, например, в космонавтов, не имея представления об этом виде человеческой деятельности?

Организация игровой среды в целом и её структурных компонентов

Здесь я имею в виду не только недостаточный ассортимент сюжетно-ролевых игр, но и ограниченное количество материалов, не позволяющее выделять дополнительные роли, обогащать сюжет новыми игровыми действиями (одни и те же материалы в разных возрастных группах), а так же часто не соответствующее особенностям субкультуры современного ребёнка содержание игр. 

Действительно, важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в игровой среде детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др.) Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер и интернет стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно, из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетно-ролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, а часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или фильмом). Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. Именно поэтому названные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре из-за отсутствия эмоционально-значимого содержания для отражения в игре. 

Как видите, факторов, снижающих интерес детей к сюжетным играм, великое множество. Список можно продолжать. Поделитесь своим видением этой проблемы в комментариях. А я чуть позже для каждого из названных выше ограничений, касающихся организации сюжетно-ролевой игры, сформулирую так называемые возможности их преодоления. Чтобы не пропустить этот материал, подписывайтесь на мой канал.