О гипердиагностике сердечных заболеваний

3,3K прочитали

Вчера ко мне на приём пришла 42-летняя пациентка, история которой была довольно необычна. По крайней мере, более ярких примеров гипердиагностики сердечно-сосудистых заболеваний мне уже давно видеть не приходилось.

Вчера  ко мне на приём пришла 42-летняя пациентка, история которой была довольно необычна.

Она заболела в конце августа. Самочувствие ухудшилось внезапно – после работы вниз головой (мыла пол в квартире) появилась боль в грудной клетке колющего характера, усиливающаяся при глубоком вдохе и поворотах тела. Боль была постоянной, к вечеру она не прошла, и сохранялась к утру следующего дня, что и послужило поводом для вызова скорой помощи.

Несмотря на типичную картину остеохондроза и полное отсутствие изменений на ЭКГ, пациентка была госпитализирована с диагнозом острый коронарный синдром, причём напрямую в реанимационное отделение. Там проведён полный комплекс обследования – дважды взята кровь на тропонин (специфический маркер поражения миокарда, повышающийся при инфаркте), снято несколько ЭКГ, выполнена эхокардиограмма. Естественно, патологии не было обнаружено. Затем пациентка переведена на кардиологическое отделение, где ей было выполнено стресс-эхо, также не выявившее патологии.

После недельного пребывания в стационаре пациентка была выписана домой. Рекомендовано посетить кардиолога, поэтому она и обратилась ко мне.

Надо отметить следующие особенности:

  • пациентка – молодая худощавая некурящая женщина.
  • уровень давления у неё никогда не превышал норму.
  • наследственность благоприятная. Отец умер в 84-летнем возрасте от пневмонии на фоне новой вирусной инфекции, 79-летняя мама жива и относительно здорова. Старший брат тоже жив и здоров.
  • уровень общего холестерина по данным анализов, полученных при диспансеризации в марте 2023 года: ОХ 4,35 ммоль/л, ЛПНП 2,1 ммоль/л.
  • глюкоза крови в норме

Считаем по шкале SCORE 10-летний риск, и получаем ровно 0! Но и так интуитивно понятно, что пациентка не укладывается в клинику острого коронарного синдрома. Этому противоречит всё – клиническая картина заболевания, анамнез, данные обследования.

Остаётся только пожалеть, что дефицитное и трудоёмкое исследование – стресс-эхо, было проведено пациентке, которая в нём не нуждалась. Собственно, и госпитализация была абсолютно излишней – врачу скорой помощи вполне достаточно было бы успокоить её, сказать, что боль «не сердечная», и никакой опасности не представляет.

Значительную часть времени, отведённого на приём, я потратил именно на то, чтобы успокоить пациентку, и сказать, что она для своего возраста здорова, и ни лечение, ни дальнейшее обследование ей не требуется. Пациентка ушла с приёма в хорошем настроении, а вот я немного огорчился бессмысленности проведённого обследования. Большинству больных приходится либо длительно ждать очереди на проведение стресс-эхо, либо выполнять его за свои деньги. Пациентке, очевидно не нуждающейся в этой процедуре, провели её практически сразу.

О типичных симптомах ИБС я писал в этой статье:

О методах обследования сердца подробно написано здесь:

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.