Найти тему

Общественный транспорт Амстердама

Оглавление

Начинам цикл статей про общественный транспорт столицы Нидерландов.

Van Baerlestraat, маршрут № 3, трамвай Siemens Combino
Van Baerlestraat, маршрут № 3, трамвай Siemens Combino

Амстердам - столица и самый крупный город Нидерландов. Известен с 1275 года, город с 1300 года. Население - 872 тыс. чел, вместе с пригородами - 2, 4 млн. чел. Площадь - 219 кв. м. Город располагается в устье реки Амстел, которая вытекает в искусственное озеро Эйсселмер, на севере отделенное от Северного моря дамбой.

Амстердам, как и Венеция - город расположенный на воде. В связи с тем, что практически вся Голландия находится ниже уровня моря в Амстердаме очень много каналов, которые позволяю городу "не утонуть". В отличие от Венеции - здесь дома расположены на широких набережных вдоль каналов, кстати идею строительства столицы на воде Петр I взял именно с Амстердама, да и Санкт-Петербург по принципу планировки чем-то похож на нидерландскую столицу. Само наименование города "Амстердам" - дословно обозначает "дамба на Амстеле".

Амстердамский канал
Амстердамский канал

Планировка города чем то сходна с Петербургом, полукругом улицы и каналы опоясывают центр города, которые так же пересекают улицы и каналы, стремящиеся в центр и озеру. Исторически так сложилось, что все эти поперечные улицы выходят с зданию Центрального железнодорожного вокзала, который стал транспортным пересадочным комплексом города.

Общественный транспорт представлен трамваями, автобусами, метро и паромами.

Весь городской транспорт обслуживает государственный перевозчик GVB (Gemeentevervoerbedrijf).

Автобус

Не смотря на большой размер города автобус в Амстердаме не занимает лидирующие позиции - последнее время ряд маршрутов были отменены, большую часть перевозок выполняют трамваи и метро. В Амстердаме всего 27 дневных маршрута. По большей части автобусные маршруты - внутрирайонные - перевозят пассажиров внутри городского района, не вывозя пассажиров в центр: особенно это характерно для маршрутов проходящих в новых районах на противоположном берегу озера Эйсселмер. Но все же часть маршрутов соединяют городские окраины с центром, как правило на направлениях - где нет трамвая и метро (маршруты № 18, 21, 43, 48). Маршрут № 41 проходит через центр соединяя две части Амстердама. Часть маршрутов без захода в центр выполняют функции подвоза пассажиров к метро и железнодорожным станциям.

Большая часть основных маршрутов работает с интервалом 10 минут по тактовому расписанию, из общей системы выделяются маршруты № 68 с интервалом 6 минут и № 21 - с интервалом 7 минут. Ряд внутрирайонных маршрутов работают с интервалом 15 минут. Маршруты № 461, 463, 464, 465 подвозят пассажиров к крупному торговому центру на юге города - Гелдерландплейн, интервал у них - 30 минут. Маршруты № 245, 246, 247 следуют к терминалу аэропорта Схипхол и выполняют несколько рейсов в день для подвоза сотрудников аэропорта на работу. Простые жители в аэропорт могут добраться на автобусе № 197, которые называется "Amsterdam Airport Express" и следует в самый центр столицы до Ледисплейн.

Автобус следует с трамваем в одной полосе. Hobbemastraat
Автобус следует с трамваем в одной полосе. Hobbemastraat

Общественный транспорт Амстердама чаще всего работает с 6:00 до 0:00, поэтому для передвижения в ночное время организованы 11 ночных маршрутов, которые работают с 1:00 до 5:00 с интервалом 1 час, связывая центр и окраины.

Вообще, автобусное движение в Амстердаме было открыто в 1922 году и маршруты имели вместо привычного нам номера буквенное обозначение. В это время автобус в основном работал там, где не было трамвая. К 1927 году число маршрутов достигло 7. Во время войны из-за недостатка топлива практически все маршруты были отменены. После войны автобусные маршруты стали заменять трамваи и к этому времени к буквенным обозначениям добавились числовые, унаследованные от трамвайных маршрутов. В 1960-80-е годы автобусы запускались в новые районы города, но уже с конца 1980-х автобусное движение стало сворачиваться - его заменяли экологически чистыми видами транспорта - метро и трамваем.

В качестве подвижного состава используются автобусы большого и особо большого класса. На наиболее напряженных маршрутах, а так же на линиях, следующих в центр и по факту выполняющие роль трамвая работают сочлененные 2-х секционные автобусы Mercedes-Benz O530 Citaro G, VDL Citea SLFA-180.310. На остальных маршрутах работают обычные большие автобусы VDL Citea SLF-120.250. Весь подвижной состав новый 2007-2014 годов выпуска.

Электробусы

Как город, выступающий за экологическую безопасность активно развивает чистые виды транспорта, в том числе и электробусы. С 2020 года они работают на автобусных маршрутах № 15, 22, 61, 231, 369. В качестве подвижного состава используются машины местного производства, как большие - VDL Citea SLF-120 Electric, так и сочлененные - VDL Citea SLFA-180 Electric. Интересно, что они могут заряжаться как ночью в парке, так и за 20 минут на конечной. Пока Москва хвастается своим электробусом-гармошкой, в Амстердаме они уже во всю работают. Количество электробусов в городе не большое, всего 31 экземпляр.

Паромы

Город, расположенный на воде, имеющий множество каналов и буквально разделенный на 2 части озером конечно же обладает водным транспортом, а точнее паромами, пересекающими в разных местах озеро Эйсселмер. Всего в городе 10 паромных линий, большая часть которых отходит от Центрального железнодорожного вокзала. Интересно, что проезд на всех паромах бесплатный. Паромы работают с 6:00 до 23:30, есть ночной - F5 и 4 круглосуточных (F3, F20, F21, F22). Интервал около 15-20 минут, самый частоходящий F3 с интервалом 4 минуты. Паромы так же обслуживает перевозчик GVB.

Паром у пристани у Центрального вокзала, следует до Buiksloterweg
Паром у пристани у Центрального вокзала, следует до Buiksloterweg
-5
Интенсивное водное движение
Интенсивное водное движение

Метро

Амстердамский метрополитен открыт в 1977 году и состоит из 5 маршрутов. При проектировании метро планировалось, что он заменит городской трамвай, но как показала практика не смотря на строительство метро трамвай играет важную транспортную роль.

В отличие от привычных нам метрополитенов большая часть линий в Амстердаме проходит на земле и на эстакадах. Из 42 км только 10 км проходят в туннелях, расположенных в центре города.

Система линий маршрутная. Каждая линия имеет свой номер и обозначение (как на трамваях). Так как на одном участке проходит несколько маршрутов одновременно нужно внимательно смотреть за маршрутом приближающегося поезда. Из общей массы маршрутов выделяется 52 линия, соединяющая Норд и Зуед - она практически вся подземная и поезда здесь следуют в гордом одиночестве, не имея других маршрутов. С каждого конца города можно обраться в самый центр, к своеобразному транспортному узлу - Центральной станции, куда сходятся 4 из 5 маршрутов.

На линиях используются поезда с классическим для метро нижним токосъемом и стандартной европейской колеей 1435 мм. Интересно, что на линии 50 работали вагоны в "трамвайном" габарите и в последствии при замене подвижного состава на стандартные вагоны на станциях пришлось урезать платформы.

На линии 51 до 2019 года работал уникальный подвижной состав - поезда в трамвайном габарите с одновременно нижним токосъемом и верхним - от контактной сети. Южный участок этой линии проходил на обособленном полотне обычной городской улицы и использовался вместе с трамваями, в 2019 году был закрыт на реконструкцию и был перестроен в полностью трамвайную линию.

Метро работает по стандартному режиму амстердамского транспорта с 6:00 до 0:00, с пиковым интервалом 10 минут, из общего ряда выбивается линия 52 - здесь поезда ходят каждые 7 минут и работает линия дольше с 5:30 до 1:00.

Оформление путевой стены одной из станций
Оформление путевой стены одной из станций
Археологические находки, найденные при строительстве метро выставлены в стеклянном коробе, вдоль эскалатора.
Археологические находки, найденные при строительстве метро выставлены в стеклянном коробе, вдоль эскалатора.

Станции амстердамского метро, как и в других городах Европы не выделяются - они простые и функциональные, не имеют особых архитектурных излишеств. А эстакадные участки вообще просты - представляют из себя платформу с навесом.

Трамвай

Основным видом транспорта Амстердама является все же трамвай. Традиционно, про трамвай мы поговорим более подробно отдельно, сейчас же охарактеризуем его по минимуму.

Damrak, трамвай Siemens Combino
Damrak, трамвай Siemens Combino

Трамвай работает в городе с 1900 года, сейчас в городе 15 маршрутов и 213 км сети. Все вагоны работающие на городских улицах современные низкопольные, только на ряде маршрутов работают старые 3-х секционные вагоны с низкопольной средней секцией.

Трамвайная система охватывает большую часть города, соединяя городские окраины с центром города и станциями железной дороги. Большая часть маршрутов следуют к своеобразному транспортному хабу - Центральной станции.

Практически все линии в городе - на обособленном полотне, причем даже в центре города. Трамваи ездят быстро и бесшумно успешно справляясь с огромными пассажиропотоками.

Оплата проезда

Вход в наземный транспорт Амстердама осуществляется через двери c надписью "ingang" (вход), как правило - это передняя и 3-я двери в сочлененных автобусах и трамваях. Выходить же нужно через остальные двери. Это нужно для того, что после дверей установлены ворота, которые нужно при входе в трамвай толкнуть, если зайти не в ту дверь - то в салон вы просто не попадете.

При входе транспорт нужно приложить билет к валидатору - появится надпись "Goede reis" (хорошей поездки), так же билет нужно приложить и при выходе - появится надпись "Tot ziens" (до, свидания).

терминалы для оплаты проезда в салоне трамвая
терминалы для оплаты проезда в салоне трамвая

Билет можно приобрести у водителя (тогда нужно заходить через первую дверь) или у кондуктора (только в трамвае) при входе через среднюю дверь. Так же специальные автоматы по продаже билетов имеются на крупных остановочных пунктах. Интересно, что в трамвае у амстердамского кондуктора организована большая стойка на которой можно не только купить билет, но взять разную наглядную информацию - схемы, тарифы и т.п.

Билеты в Амстердаме повременные: 1 час- 3,20 евро, 1 день - 8,50 евро и так далее. Отчет времени начинается с времени пробития билета. За время действия билета можно можно пересаживаться между всеми видами транспорта неограниченное количество раз.

Нужно отметить, что для простых амстердамцев проезд на транспорте стоит в разы дешевле, за счет, того, что они пользуются транспортной картой, дающей возможность экономить свой бюджет.

Главный амстердамский лайфак - это бесплатные паромы. Можно кататься с одного берега озера на другой совершенно бесплатно.

***

Итак, подводим итоги! С уверенностью можно сказать, что общественный транспорт Амстердама - один из лучших в мире, нашим столицам до такого уровня еще расти и расти! Амстердам - один из немногих городов делающих ставку на экологичные виды транспорта - трамвай, метро и электробусы. Уже сейчас в городе работает несколько десятков электробусов-гармоней, а в перспективе не такой и дальней обычные автобусы на двигателях внутреннего сгорания уйдут в историю. Об этом уже сейчас можно сказать уверенно! Безусловно - главный вид транспорта города - трамвай. Его не дублирует автобус, и трамвай - король городских улиц - ездит быстро не где не задерживается и возит много людей. Ну и конечно - бесплатные паромы - это что-то с чем то!

Весь транспорт современный и чистый. В транспорте автоматически объявляются остановки, вместо привычных электронных табло типа "бегущая строка" установлены мониторы, показывающее список остановок и время прибытия к ним и пересадку на другой транспорт - это очень удобно. В салоне так же весит схема маршрутов - что дает возможность сориентироваться.

Схема маршрутов
Схема маршрутов

Все остановки оборудованы павильонами, т.к. в Амстердаме перманентно идет дождь и даже летом холодно - не более 16-17 градусов тепла. Так же на каждой остановке имеется схема, поминутное расписание маршрутов и конечно же табло, показывающее время прибытия транспорта.

остановка на конечной трамвая "Lambertus Zijlplein"
остановка на конечной трамвая "Lambertus Zijlplein"

Ну и еще про экологичность. Практически каждый амстердамец от мала до велика ездит по городу на велосипеде. Амстердам - безусловная столица велосипедов. На каждой улице сделаны велополосы, на каждом перекрестке - велосветофоры, на крупных узлах велопарковки, самая крупная из них, в несколько ярусов - у Центрального вокзала. Но и тут же выползает другая проблема - эти велосипеды припаркованы у каждого угла, столба, парапета, забора. Они - везде. Когда идешь по тротуару их приходится всегда обходить - ибо они приткнуты буквально везде.

Благодаря использованию велосипедов, правильной политике отказа от личного транспорта в пользу общественного и глобального применения трамваев в городе нет пробок.

велосипеды вдоль дороги
велосипеды вдоль дороги

Транспорт работает круглосуточно, дневные маршруты то же работают долго - до 0:00, хорошо что интервалы - тактовые - у большей части маршрутов - 10 минут, за редким исключением - 7 или 15-20 минут. Расписание соблюдается неукоснительно.

Расписание на остановке
Расписание на остановке

Амстердам безусловно поражает организованной работой транспорта, чистотой салонов, вежливым персоналом, продуманной системой маршрутов, а так же приоритетом общественного транспорта над личным, попыткой снизить выбросы топлива и перейти на экологичные виды транспорта.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи об общественном транспорте городов:

Общественный транспорт Химок

Общественный транспорт Праги

Общественный транспорт Санкт-Петербурга

Общественный транспорт Архангельска

Общественный транспорт Вены

Общественный транспорт Казани

Общественный транспорт Белграда