Найти тему
Транспортная планета

Транспорт Берна: обзор

Продолжаем знакомство с транспортом Швейцарии. В прошлый раз мы вели разговор о междугородней троллейбусной линии Вёве - Вильнев.

Сегодня познакомимся с транспортной системой города Берн.

Не все знают, что столица Швейцарии, небольшой город Берн, расположенный в долине реки Ааре. Основан в 1191 году, население 134,2 тыс. чел. Интересно, что символом Берна является медведь, который изображен на гербе города. Причем, в городом Медвежьем парке живут живые бурые медведи.

Транспортная система Берна включает в себя 3 классических вида транспорта: трамвай, троллейбус и автобус. Кроме того в городе имеется фуникулер. Пригородные перевозки внутри агломерации обеспечиваются автобусами, железнодорожным транспортом и паромами. Обслуживанием перевозок занимается компания Städtische Verkehrsbetriebe Bern, работающая под торговой маркой Bernmobil. Нумерация маршрутов всех видов транспорта - сплошная.

Трамвай

вагон Siemens Combino Classic
вагон Siemens Combino Classic

Основная транспортная нагрузка ложится на трамвай. Несмотря на всего 5 маршрутов, трамвай - лидирующий вид транспорта в городе. Все маршруты соединяют разные части города и проходят через центр города, центральный узел - железнодорожный вокзал. Колея сети - 1000 мм.

Кроме того, в Берне действует междугородняя линия - маршрут G следует в город Ворб.

Троллейбус

Еще один вид электротранспорта - троллейбус. Работает в Берне с 1940 года. Сейчас действует 3 маршрута. Так же, как и трамвай - соединяют разные части города с центром и железнодорожным вокзалом.

троллейбус Hess SwissTrolley 2, маршрут № 12
троллейбус Hess SwissTrolley 2, маршрут № 12

Автобус

Подвозные функции на себя берет автобус. В городе всего 14 маршрутов и по большей части они выполняют внутрирайонные перевозки, хотя есть и маршруты, следующие через центр. Самый частоходящий радиальный маршрут № 10 ходит с интервалом в 5 минут, самые редкие внутрирайонные маршруты работают с интервалом 30 мин. (№ 22 и 32). В среднем время работы автобусов с 5:45-1:00, интервал колеблется от 6 до 20 минут.

Имеется специальный кольцевой вечерний маршрут - № 30 и так называемый "школьный" маршрут - № 24 выполняющий 2 рейса в день.

Большая часть автобусных маршрутов связывают центр с окраинами города. Крупным пересадочным узлом является главный железнодорожный вокзал. Имеется ряд внутри районных маршрутов и маршрутов, проходящих мимо центральной части города.

В качестве подвижного состава используются сочлененные автобусы Volvo 7700A, Mercedes-Benz O530 Citaro G CNG и другие.

На маршруте № 17 работают сочлененные электробусы Hess lighTram 19 OPP с ультрабыстрой зарядкой. В перспективе планируется перевести на обслуживание электробусами еще ряд автобусных маршрутов (№ 10, 19 и 21).

Фуникулеры

Холмистая местность привела к появлению в Берне такого вида транспорта, как фуникулер. В городе целых 3 линии.

Фуникулер Гуртен открыт в 1899 году, он имеет 3 станции (2 конечные и одна промежуточная). На линии работает 2 вагона. Длина трассы - 1058 метров, колея - 1000 мм. С верхней станции открывается шикарный вид на город.

фуникулер Гутен, фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Gurtenbahn_passing_loop.jpg, лицензия CC BY-SA 2.0, автор Cha già José
фуникулер Гутен, фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Gurtenbahn_passing_loop.jpg, лицензия CC BY-SA 2.0, автор Cha già José

В 1885 году был открыт фуникулер Марзили. Он один из самых коротких в мире, длиной 105 метров, имеется 2 вагончика и 2 станции.

Третий небольшой фуникулер Bear Park Elevator находится в центре города - в Медвежьем парке. На линии работает 1 стеклянный вагончик без мест для сидения.

Оплата проезда

Система оплаты проезда в Берне и окрестностях немного отличается, так как стоимость зависит от длины поездки. В Швейцарии действует тарифная системам Libero. Бернская агломерация разделена на зоны. Сам город находится в зоне 100, а его пригороды в зоне 101, более дальние пригороды - в зоне 113.

Для того, что бы оплатить проезд, билет нужно приобрести в автоматах на остановках, в офисах продаж.

Разовый билет в 100-ой зоне - на короткое расстояние стоит 2,60 франков и время поездки ограничено 30 минутами. При поездке на длинное расстояние - в зону 101 время ограничивается 60 минутами и дается возможностью 1 пересадки. Стоимость такого билета будет составлять 4,60 франков. На разовых билетах, указано время окончания действия билета.

Кроме разовых билетов можно приобрести дневные билеты, позволяющие неограниченно перемещаться в течении 24 часов в зонах 100 и 101. Такой билет стоит 9,20 франков.

Так же можно приобрести билет на 6 поездок. Так же, как и с разовыми билетами цена будет завесить от зоны. В 100 ой зоне такой билет будет стоить 13 франков, в зоне 101 - 25 франков. Срок действия билета такой же - 30 или 60 минут. Но многоразовый билет нужно пробить в компостере, иначе вы будете считаться безбилетником, а штраф за неоплату проезда - 1 франков.

Важно, что дети до 6 лет едут бесплатно, дети с 6 до 16 лет за полцены.

***

Итак, подводим итоги. Как и в остальной Швейцарии здесь, в Берне царит полный порядок с работой общественного транспорта. Как и подобает основная нагрузка направлена на экологически чистый электрический транспорт. А основной вид транспорта Берна - трамвай, на который ложится весь основной пассажиропоток. Троллейбусных маршрутов в городе всего 3, но и здесь "рогатые" работают на самых напряженных направлениях. Но, в отличие от городов России здесь не отказываются от троллейбуса, как от класса в пользу электробуса, а наоборот автобусные маршруты заменяют на троллейбусные.

Не стоит говорить о том, что весь транспорт в идеальном состоянии, расписания неукоснительно соблюдается, а у общественного транспорта в Берне безусловный приоритет.

Система оплаты проезда немого запутанная, но если в ней разобраться, то все станет понятно. Кроме того, сайт платежной системы и мобильное приложение придут на помощь, что бы разобраться в зонах и билетах.

-5

На сегодня все, в следующий раз продолжим знакомство с общественным транспортом Берна, у нас на очереди - трамвай и троллейбус.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие обзорные статьи об общественном транспорте:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц