Сегодня мы начинаем цикл статей о городском пассажирском транспорте столицы республики Татарстан - Казани. и начинаем, как обычно с обзорной статьи.
Казань - столица республики Татарстан, расположен на месте впадения Казанки в Волгу. Основан в 1005 году. Население - 1257 тыс. чел. Имеет звание "Город трудовой доблести".
Система общественного транспорта представлена автобусами, троллейбусами, трамваями, метрополитеном, электропоездами. Поговорим о каждом из них подробнее.
Метрополитен
Казанский метрополитен - уникальный, он единственный открытый в России после распада СССР. Движение по первой линии было открыто 27 августа 2005 года.
Метрополитен состоит из 1 линии которая проходит с севера на юго-восток города, через его центр. Линия состоит из 11 станций, которое обслуживает 1 электродепо. Длина линии - 16,7 км. Перевозчик - ГУП "Метроэлектротранс"
Метрополитен работает с 6:00 до 0:00, интервал движения в часы пик - 6 минут.
В качестве подвижного состава используются специально разработанные для метро Казани поезда производства ЗАО "Вагонмаш" - 81-553.3/554.3/555.3 "Казань" и поезда 81-740.4/741.4 "Русич" производства ЗАО "Метровагонмаш". "Русичи" работают в составе поезда из 3-х вагонов, вагоны "Казань" - из 4-ых вагонов. А совсем недавно в электродепо поступил поезд завода "Метровагонмаш" 81-765.4К/766.4 "Москва-2019" со сквозным проходом через весь поезд.
Все станции казанского метрополитена имеют художественное оформление. Особенно выделяется интерьер станции "Кремлевская". Стены станции стилизованы по крепостные стены и украшены мозаикой. Станция "Площадь Тукая" оформлена по мотивам произведений татарского писателя Габдулла Тукая.
У метро довольно низкий пассажиропоток, в общей доле - всего 11%, хотя занимает 2-ого место, после автобуса (у него 74%). Поезда ходят свободные, практически заняты только сидячие места.
Метрополитен очень ухоженный и чистый, что очень приятно. Одним из недостатков является удаленность от Железнодорожного вокзала - до ближайшей станции "Кремлевская" нужно идти более 1 км.
Кроме того казанский метрополитен практический единственный из не столичных который активно строится. Последняя станция была открыта в 2018 году - "Дубравная". Сейчас ведется строительство 2-ой линии.
Автобус
Автобус в Казани - основной вид транспорта, он перевозит 74% пассажиров города. В Казани работает 62 маршрута, на которые выходит 840 автобусов. Перевозки выполняют 14 компаний, в том числе - 2 муниципальных предприятия.
Большая часть маршрутов соединяют между собой окраины, проходя через центр. Ряд маршрутов следуют только до центра. Несколько маршрутов выполняют "местные связи". 3 маршрута - кольцевые, огибают центр Казани.
В 2007 году в городе была проведена "автобусная" реформа. Большая часть дублированных частных "маршруток", где работали ГАЗели и ПАЗики была отменена. Была усилена работа оставшихся маршрутов, на которые стали выпускаться современные большие и средние низкопольные автобусы. Это единственный в России опыт.
Автобусы ходят часто, с интервалом 5-6 минут. Максимальное время ожидания - 14-16 минут на самых редкоходящих маршрутах. Автобусы работают с 5:30 примерно до 21:30-22:00. Но по факту около 19:00-20:00 автобусов дождаться нереально, поздневечерные рейсы не выполняются, все автобусы уходят в парк.
Подвижной состав в основном представлен большими автобусами МАЗ-103, МАЗ-203, НефАЗ-5299, среднего класса МАЗ-206.
В ходе реформы все автобусы окрашены в фирменный цвет - красный. Еще одой отличительной чертой казанских автобусов являются фирменные маршрутные таблички во все стекло с перечнем остановок (кстати, такие же есть на ряде автобусных маршрутов Архангельска).
Трамвай
Трамвай в Казани работает с 1899 года. Сейчас сеть состоит из 5 маршрутов, общая длина сети - 120 км, маршруты обслуживает 112 вагонов, выезжающие из ворот 1 депо. Колея - стандартная, российская - 1524 мм. Перевозчик - МУП "Метроэлектротранс".
Трамвайная сеть Казани несмотря на свой солидный возраст одна из самых молодых, так как большая часть линий работающих сейчас - построены совсем недавно. При этом в центре города трамвай практически был ликвидирован.
Одной из достопримечательностей трамвая является - Большое казанское трамвайное кольцо, по которому проходят вагоны 5-ого маршрута. Длина кольца - 33 км, время в пути - 105 мин.
Парк вагонов в Казани - один из самых молодых - все трамваи, работающие на улицах города построены в 10-е годы XXI века.
Более подробно о казанском трамвае мы поговорим в следующих статьях.
Троллейбус
Казанский троллейбус, как и трамвай с метро обслуживает МУП "Метроэлектротранс". Троллейбусное движение в столице Татарстана открыто в 1948 году. Сейчас сеть состоит из 10 маршрутов. Длина линий - 359 км. Маршруты обслуживает 2 депо, все в парке 200 троллейбусов.
В ходе реконструкции города часть троллейбусных линий в 2000-е 2010-е годы была закрыта, но при этом строились новые, как обходные лини так и в новые районы.
Парк подвижного состава более старый, чем у трамвая, но все таки приличный, лучше чем в многих городах страны.
О троллейбусе Казани мы так же поговорим более подробно в следующих статьях.
Электрички
Кроме пригородных поездов в Казани имеется городская электричка. Линия длиной 26 км имеет 7 станций. Ее обслуживает АО "Содружество", дочерняя компания РЖД. Линия соединяет Казань с аэропортом.
Она работает по расписанию, примерно с интервалом в 2 часа. Время в пути до аэропорта - 28 минут.
В качестве подвижного состава используются поезда ЭД9М и ЭД9Э.
Оплата проезда
Система оплаты проезда в Казани, классическая для городов России - в салонах наземного транспорта работают кондукторы.
Стоимость проезда наличными - 35 руб., банковской картой - 30 руб., транспортной картой - 27 руб. Существует большое количество различных проездных, позволяющие пассажиром реально экономить деньги.
Понятно, что в метро система немного другая. Там оплачивать проезд необходимо при входе на станцию, проходя через турникет. Проезд можно оплатить бесконтактными смарт-картами, бесконтактными смарт-жетонами, транспортными картами и любыми бесконтактными банковскими картами. Смарт-жетоны и смарт-карты можно приобрести в кассе на станции.
***
Транспорт Казани за последние несколько лет кардинально изменился. Благодаря единственной в России транспортной реформы все маршрутки заменили на современные комфортабельные автобусы, так же и трамваи в Казани - одни из самых новых. Казань один из немногих городов в нашей стране - где трамвайные линии активно строят.
В этом городе весь транспорт имеет свой цвет: автобусы - красные, трамваи - рубиновые, а троллейбусы - зеленые. Казань - многонациональный город и, поэтому остановки и станции здесь объявляют сразу на трех языках - русском, татарском и английском. Маршрутные таблички и названия станций метро так же написаны на 2-х языках: татарском и русском.
В Казани есть несколько амбициозных проектов - открытие скоростного автобуса - метробуса, кольцевой линии городской электрички, ну и конечно власти столицы Татарстана не забывают и о развитии метро, трамвая и троллейбуса.
Но есть у казанского транспорта и проблемы - среди них высокая аварийность: не дня не проходит без новости о ДТП с автобусам/трамваем/троллейбусом. Кроме того, казань известна, как город горящих трамваев. Трамвайные вагоны там горят по несколько раз в месяц. Среди проблем транспорта можно выделить еще и ранее окончание работы наземного транспорта, в первую очередь автобусов.
P.S. За ряд фотографий большое спасибо Евгении Савельевой.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи об общественном транспорте городов:
Общественный транспорт Санкт-Петербурга
Общественный транспорт Архангельска