Найти тему

Транспорт Стамбула: обзор

Сегодня начинаем цикл статей от общественном транспорте Стамбула. На этот раз уйдем от традиционных статей про общественный транспорт, трамвай и т.п. В этот раз будет несколько статей о разных видах общественного транспорта этого турецкого города. Каждый из них интересен и самобытен и достоен отдельного внимания. Но сегодня небольшой обзор, что бы иметь общее представление о транспортной системе Стамбула.

Галатский мост через бухту Золотой Рог
Галатский мост через бухту Золотой Рог

Стамбул - крупнейший город Турции. Основан в 7 веке до н.э. До 330 года назвался Византием, а до 1930 года - Константинополем. Был столицей Римской империи, Византии, Латинской и Османской империй. Площадь города - более 5 тыс. кв м., население - более 15 млн. чел.

Стамбул - уникальный город еще и потому, что он расположен на берегах пролива Босфор, который разделяет город на европейскую и азиатскую части. При этом европейскую часть города разделяет бухта Золотой Рог. Так же Стамбул находится на берегах двух морей - Черного и Мраморного.

В городе большое количество разного транспорта: трамваи, автобусы, метро, маршрутные такси, фуникулеры, канатные дороги, городские электрички, ну и конечно же рейсовые теплоходы, которые соединяют разные берега Босфора.

Нужно отметить, что как и в любой восточной стране здесь полный хаос на дорогах. Все смешалось в Стамбуле: люди, трамваи, такси. Пешеходы где хотят там и переходят дорогу, автомобилисты где хотят там и едут. В городе практически отсутствует пешеходная инфраструктура. Там где тротуары есть, они как правило очень узкие и разойтись встретившимся переходам очень трудно. Я уже молчу и про передвижение по городу пешеходов с детскими или инвалидными колясками. Это практически невозможно! Но во многих местах тротуара нет в принципе. Людям приходится идти по обочине между едущими машинами и припаркованными впритык к домам автомобилями.

За частую в течении долгих километров можно не встретить не одного пешеходного перехода. Но местные не парятся и тупо переходят дорогу там где им вздумается.

Так же Стамбул перегружен автомобилями. Город стоит в бешеных пробках. Для того что бы добраться от аэропорта до отеля в центре города нужно более 3 часов езды по пробкам. Особенно от пробок задыхается европейская, историческая часть Стамбула здешние улицы настолько узки, что даже простой легковушке тяжело протиснутся и повернуть в проулок.

Основа общественного транспорта города - это метро. Оно активно строится и развивается и безусловно берет на себя основные транспортные потоки города.

Метромост со станцией "Халич"
Метромост со станцией "Халич"

Автобусная система состоит из 783 маршрутов. Маршруты соединяют между собой разные части города со станциями метро.

Городской автобус
Городской автобус

Такую же роль выполняют маршрутные такси - долмуши. В отличие от "классических" автобусов где работают машины большого и особо большого класса на маршрутках эксплуатируется микроавтобусы. Маршруты долмуш проложены по узким улочкам, кроме того они останавливаются только по требованию.

Долмуша - местное маршрутное такси
Долмуша - местное маршрутное такси

С 2007 года в городе работает метробус - скоростной автобус. Трассы метробуса проложены по центру вылетного шоссе и отделены от остального транспорта забором. Всего в городе 8 таких линий.

станция метробуса "Топкапы" на трассе О-1.
станция метробуса "Топкапы" на трассе О-1.

В городе имеется 5 маршрутов трамваев: 3 современных маршрута - проложенных по всем принципам этого скоростного транспорта и 2 маршрута - туристические, на которых работают ретровагоны и особой роли они в перевозках пассажиров не играют.

Трамвайная линия Т1
Трамвайная линия Т1
Ретротрамвай на улице Истеклаль
Ретротрамвай на улице Истеклаль

Как и любой город расположенный на склонах Стамбул имеет такой экзотический вид транспорта, как фуникулер - всего 3 линии, причем 2 из них находятся в туннеле.

Поезд на станции "Каракей" линии фуникулера F2 "Тунель"
Поезд на станции "Каракей" линии фуникулера F2 "Тунель"

Так же в Стамбуле имеются 2 линии канатных дорог, которые соединяют между собой холмы.

канатная дорога TF1 Мачка - Ташкишла
канатная дорога TF1 Мачка - Ташкишла

Особую роль в транспортной системе имеет водный транспорт. Для соединения европейской и азиатской частей Стамбула через Босфор проложены десятки пассажирских линий. На маршрутах работают как большие теплоходы, так и маленькие катерочки. А для того, что бы выехать за пределы Стамбула можно воспользоваться паромом, который кроме пассажиров берет на борт и автомобили.

Теплоход городской линии
Теплоход городской линии

Кроме теплоходов азиатскую и европейскую часть города связывает городская электричка - Мармарай, ее пути проложены в туннеле под проливом Босфор.

Линия городской электрички Мармарай в районе станции "Флория"
Линия городской электрички Мармарай в районе станции "Флория"

Подробнее о каждом виде транспорта мы поговорим в отдельных статьях из цикла "Транспорт Стамбула"

Оплата проезда

Для проезда на транспорте туристам выгоднее всего приобрести транспортную карту "Istanbulkart". Она работает по принципу электронного кошелька. Карту можно приобрести в автоматах, которые установлены на станциях метро, городской электрички, трамвайных остановках, причалах паромов, а так же в аэропорту. Так же карту можно приобрести на кассах ряда супермаркетов. Минимальное пополнение карты при ее покупке - 13 лир.

карта Istanbulkart
карта Istanbulkart
карта Istanbulkart
карта Istanbulkart

Пополнить карту можно так же в автоматах. Для этого карту нужно приложить на специальный датчик. Он покажет сумму, которая имеется на вашей карте. Дальше засовываете купюру в купюропремник, загорятся зеленый сигнал и вуаля, карта пополнена. Важно, что автомат принимает только купюры и сдачу не дает.

Автомат по продаже и пополнению Istanbulkart
Автомат по продаже и пополнению Istanbulkart

Стоимость проезда по Istanbulkart в метро, трамвае, автобусе, теплоходе, фуникулере, канатной дороге - 4,03 лиры. В течении 2 часов можно совершить несколько пересадок и стоимость поездки в этот период уменьшится до 2,88 лир. С 3 пересадками в течении 2 часов проезд вообще будет стоить 1,38 лир. При этом пересадка между линиями метро тоже платная.

Поездка на электричке Мармарай и метробусе зависит от количества остановок, которые вы проехали. В метробусе проезд 1 остановки стоит 2,88 лир, 2 остановок - 3,45 и т.д. Максимум более 34 остановок - 5,98 лир. На Мармарае проезд 1-х 7 остановок стоит 4,03 лиры и далее по нарастающей. При этом здесь действует пересадочный тариф - 3,7 лир.

Заходить в автобус нужно через 1-юю дверь. Терминал для прикладывания карты находится рядом с водителем. В метро, метробусе, трамвае, фуникулере, канатной дороге и на теплоходах оплата проезда осуществляется при входе на станцию - там установлены турникеты. При этом, при посадке в трамвай попасть на платформу можно и физически обойдя турникет. Но этого лучше не делать, где-то тут на платформе находится работник который отслеживает правильность похода на платформу. На ретротрамваях оплата проезда осуществляется при посадке в переднюю дверь. Там билет нужно приложить к терминалу у водителя. Важно, что при поездке на электричке Мармарай и метробусе свою карту нужно приложить и при выходе, что бы система поняла сколько остановок вы проехали и списала нужную сумму.

В тех же автоматах проезд можно оплатить и разовыми билетами. Но они стоят в разы дороже. 1 поездка стоит 8 лир, против 4,03 по Istanbulkart. Как говорится выбор очевиден.

В следующих выпусках мы поговорим о разных видах общественного транспорта более подробно

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи об общественном транспорте городов: