Сегодня начинаем цикл статей от общественном транспорте Стамбула. На этот раз уйдем от традиционных статей про общественный транспорт, трамвай и т.п. В этот раз будет несколько статей о разных видах общественного транспорта этого турецкого города. Каждый из них интересен и самобытен и достоен отдельного внимания. Но сегодня небольшой обзор, что бы иметь общее представление о транспортной системе Стамбула.
Стамбул - крупнейший город Турции. Основан в 7 веке до н.э. До 330 года назвался Византием, а до 1930 года - Константинополем. Был столицей Римской империи, Византии, Латинской и Османской империй. Площадь города - более 5 тыс. кв м., население - более 15 млн. чел.
Стамбул - уникальный город еще и потому, что он расположен на берегах пролива Босфор, который разделяет город на европейскую и азиатскую части. При этом европейскую часть города разделяет бухта Золотой Рог. Так же Стамбул находится на берегах двух морей - Черного и Мраморного.
В городе большое количество разного транспорта: трамваи, автобусы, метро, маршрутные такси, фуникулеры, канатные дороги, городские электрички, ну и конечно же рейсовые теплоходы, которые соединяют разные берега Босфора.
Нужно отметить, что как и в любой восточной стране здесь полный хаос на дорогах. Все смешалось в Стамбуле: люди, трамваи, такси. Пешеходы где хотят там и переходят дорогу, автомобилисты где хотят там и едут. В городе практически отсутствует пешеходная инфраструктура. Там где тротуары есть, они как правило очень узкие и разойтись встретившимся переходам очень трудно. Я уже молчу и про передвижение по городу пешеходов с детскими или инвалидными колясками. Это практически невозможно! Но во многих местах тротуара нет в принципе. Людям приходится идти по обочине между едущими машинами и припаркованными впритык к домам автомобилями.
За частую в течении долгих километров можно не встретить не одного пешеходного перехода. Но местные не парятся и тупо переходят дорогу там где им вздумается.
Так же Стамбул перегружен автомобилями. Город стоит в бешеных пробках. Для того что бы добраться от аэропорта до отеля в центре города нужно более 3 часов езды по пробкам. Особенно от пробок задыхается европейская, историческая часть Стамбула здешние улицы настолько узки, что даже простой легковушке тяжело протиснутся и повернуть в проулок.
Основа общественного транспорта города - это метро. Оно активно строится и развивается и безусловно берет на себя основные транспортные потоки города.
Автобусная система состоит из 783 маршрутов. Маршруты соединяют между собой разные части города со станциями метро.
Такую же роль выполняют маршрутные такси - долмуши. В отличие от "классических" автобусов где работают машины большого и особо большого класса на маршрутках эксплуатируется микроавтобусы. Маршруты долмуш проложены по узким улочкам, кроме того они останавливаются только по требованию.
С 2007 года в городе работает метробус - скоростной автобус. Трассы метробуса проложены по центру вылетного шоссе и отделены от остального транспорта забором. Всего в городе 8 таких линий.
В городе имеется 5 маршрутов трамваев: 3 современных маршрута - проложенных по всем принципам этого скоростного транспорта и 2 маршрута - туристические, на которых работают ретровагоны и особой роли они в перевозках пассажиров не играют.
Как и любой город расположенный на склонах Стамбул имеет такой экзотический вид транспорта, как фуникулер - всего 3 линии, причем 2 из них находятся в туннеле.
Так же в Стамбуле имеются 2 линии канатных дорог, которые соединяют между собой холмы.
Особую роль в транспортной системе имеет водный транспорт. Для соединения европейской и азиатской частей Стамбула через Босфор проложены десятки пассажирских линий. На маршрутах работают как большие теплоходы, так и маленькие катерочки. А для того, что бы выехать за пределы Стамбула можно воспользоваться паромом, который кроме пассажиров берет на борт и автомобили.
Кроме теплоходов азиатскую и европейскую часть города связывает городская электричка - Мармарай, ее пути проложены в туннеле под проливом Босфор.
Подробнее о каждом виде транспорта мы поговорим в отдельных статьях из цикла "Транспорт Стамбула"
Оплата проезда
Для проезда на транспорте туристам выгоднее всего приобрести транспортную карту "Istanbulkart". Она работает по принципу электронного кошелька. Карту можно приобрести в автоматах, которые установлены на станциях метро, городской электрички, трамвайных остановках, причалах паромов, а так же в аэропорту. Так же карту можно приобрести на кассах ряда супермаркетов. Минимальное пополнение карты при ее покупке - 13 лир.
Пополнить карту можно так же в автоматах. Для этого карту нужно приложить на специальный датчик. Он покажет сумму, которая имеется на вашей карте. Дальше засовываете купюру в купюропремник, загорятся зеленый сигнал и вуаля, карта пополнена. Важно, что автомат принимает только купюры и сдачу не дает.
Стоимость проезда по Istanbulkart в метро, трамвае, автобусе, теплоходе, фуникулере, канатной дороге - 4,03 лиры. В течении 2 часов можно совершить несколько пересадок и стоимость поездки в этот период уменьшится до 2,88 лир. С 3 пересадками в течении 2 часов проезд вообще будет стоить 1,38 лир. При этом пересадка между линиями метро тоже платная.
Поездка на электричке Мармарай и метробусе зависит от количества остановок, которые вы проехали. В метробусе проезд 1 остановки стоит 2,88 лир, 2 остановок - 3,45 и т.д. Максимум более 34 остановок - 5,98 лир. На Мармарае проезд 1-х 7 остановок стоит 4,03 лиры и далее по нарастающей. При этом здесь действует пересадочный тариф - 3,7 лир.
Заходить в автобус нужно через 1-юю дверь. Терминал для прикладывания карты находится рядом с водителем. В метро, метробусе, трамвае, фуникулере, канатной дороге и на теплоходах оплата проезда осуществляется при входе на станцию - там установлены турникеты. При этом, при посадке в трамвай попасть на платформу можно и физически обойдя турникет. Но этого лучше не делать, где-то тут на платформе находится работник который отслеживает правильность похода на платформу. На ретротрамваях оплата проезда осуществляется при посадке в переднюю дверь. Там билет нужно приложить к терминалу у водителя. Важно, что при поездке на электричке Мармарай и метробусе свою карту нужно приложить и при выходе, что бы система поняла сколько остановок вы проехали и списала нужную сумму.
В тех же автоматах проезд можно оплатить и разовыми билетами. Но они стоят в разы дороже. 1 поездка стоит 8 лир, против 4,03 по Istanbulkart. Как говорится выбор очевиден.
В следующих выпусках мы поговорим о разных видах общественного транспорта более подробно
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи об общественном транспорте городов: