Сегодня познакомимся с транспортом одного из городов Черноземья. Отношение к транспорту Курска довольно неоднозначное: с одной стороны на улицах имеются большие автобусы, неплохо работает троллейбус, а вот трамвайная система в печальном состоянии, но и главное - это полчища всяких разных маршруток - от ПАЗов до Газелей и прочих микроавтобусов.
Курск - центр Курской области, площадь - 208 кв. км, население - 450 тыс. чел., первое упоминание - 1032 год.
Курск расположен на холмах, спускающихся к рекам Сейм, Тускарь, Кривец и Кур. Например, из-за долины рек связь между городскими районами осуществляется всего несколькими улицами. Для городских улиц характерны крутые подъемы и спуски. Застройка Курска так же по большей части - частный сектор. Многоэтажные дома расположены в основном в центре города и в Северо-Западном микрорайоне.
На улицах города работают классические для российского города виды транспорта: автобусы, маршрутные такси, троллейбусы и трамваи. Обо всем поподробнее.
Автобус
Система наземного не "электрического" транспорта довольно таки сложная. Основной вид транспорта в городе - автобус. Сеть состоит из порядка 50 маршрутов, в которых разобраться будет не легко. Часть маршрутов работает по регулируемым тарифам, часть по нерегулируемым, часть возит льготников, а часть нет. По большей части маршруты дублируют друг друга.
Ка правило "социальные" льготные маршруты ходят очень редко с интервалами от 15 до 1,5 часов.
Так как маршрутов оказалось очень много, все они создают полный "треш" - они дублируют друг друга. К остановке подходит по 4-5 автобусов, все они разных маршрутов. Для того что бы пассажирам разобраться в этом, нужно быть специалистом и знатоком маршрутов города. Для того что бы пассажиры знали куда следует нужный автобус и одновременно завлечь пассажиров все стекла заклеены перечислением остановок и наиболее крупных мест притяжения, типа торговых центров. Все это создает принцип "колхозности". Пассажирам понять какой из автобусов льготный, какой из них по какой цене везет очень сложно. А так как информации на остановках о маршрутах нет это еще сильнее усугубляет ситуацию. На одной остановке "Площадь Перекальского" на улице Ленина проходит целых 43!!!! маршрута.
Еще больше ситуацию усугубляет подвижной состав - чаще всего это автобусы ПАЗ-32054 или реже - ПАЗ-320402. Все они в довольно "печальном" состоянии.
Большие автобусы работают всего на 5 маршрутах: № 7, 18, 46, 53, 99. Это автобусы ЛиАЗ-5292 выкрещённые в брендовую зеленую окраску "Курского транспорта". Эти автобусы были переданы из Москвы
Так же на маршрутах встречаются автобусы ЛиАЗ-5256. Все они принадлежат муниципальному перевозчику "ПАТП".
Кстати, 2021 год стал последним для работы рейсовых автобусов Ikarus в Курске.
Маршрут № 99 обслуживает предприятие "ОЧП-99", на нем работают большие автобусы МАЗ-103, Volgabus 5270 и Hyundai Super.
Причем интересно, что автобусы ПАЗ-32054 ездят с газовыми баллонами на крыше. Всю ситуацию странспортом городе показывает отсутствие на маршрутах автобусов среднего класса, таких как МАЗ-206, а так же низкопольных ПАЗов -"Вектор Некст Доступная среда". Вообще низкопольные автобусы в городе представлены только небольшим количеством автобусов ЛиАЗ-5292, которые работают на маршрутах № 7, 18 и 46.
Бочка дегтя во всей это ситуации - это режим работы автобусов. Редкий курский автобусный маршрут работает после 19.30. Чаще всего автобусы работают с 6.00-6.30 до 19.30-20.00. До 22.00 работают маршрут № 6, 60, 72, 78 - что на фоне количества маршрутов - капля в море. Многие маршруты вообще заканчивают работу после 18 часов.
Не лучше ситуация и с интервалами движения. Самые частоходящие - № 39 (интервал: 8 минут), 40 (интервал: 10 минут), 81 (интервал: 8 минут), 83 (интервал: 10 минут) и лидер № 93 с интервалом 5 минут. Основная масса ходит с интервалом 14-20 минут, большое количество маршрутов работает с интервалом 24-35 минут.
В попытке создать возможность доехать из конца в конец города без пересадок привела к такой ситуации. Нужно убрать половину маршрутов усилив основные и заменив на них ПАЗы на большие нормальные автобусы.
Маршрутные такси
Да, да, кроме автобуса в Курске есть маршрутные такси. Причем, разделение с автобусами - условное. Во первых, их маршруты имеют нумерацию 200-х, во вторых - здесь преимущественно работают микроавтобусы: Газели Некст, Форды, Луидоры, Нижегородцы, ГАЗ-3221 (Газели) и т.п. Но, на маршрутах могут появляться и ПАЗы. Пример того, маршрут № 242 (СО "Фестивальное" - 2-ая Агрегатная ул.), там на ряду с Газелями работают ПАЗы-32054 и даже единственные в городе ПАЗы Вектор Некст "Доступная среда". Точно так же и на автобусных маршрутах бывают исключения: на маршрут № 3А кроме ПАЗа иногда выходит ГАЗель Некст.
Маршрутов маршруток - 30 (простите за тавталогию), раньше их было больше, но часть была отменена. Чаще всего они дублируют как сами себя, так и автобусные маршруты. С информированием ситуация такая же - все стекла обклеены информационными листочками, кто куда едет.
Режим работы у маршруток дольше, они практически все работают до 22:00, хотя интервалы движения различные от 7 минут (маршрут № 228) до 1,5 часов, но по большей части варьируется в приделах 12-20 минут.
Как и большая часть автобусов, маршрутки работают по не регулируемому тарифу и не перевозят льготников.
Трамваи
В Курске есть трамвайная система, одна из старейших - работает с 1898 года. Сейчас сеть состоит из 4 маршрутов.
Состояние инфраструктуры трамвая отвратительное: пути все убиты в хлам, вагоны разваливаются прямо на ходу. Старые чешские Татры Т3 и Т6, разбавленные некоторым количеством переданных Москвой 71-619 плетутся по разбитым путям еле-еле. Из 4-ых маршрутов более менее с предсказуемым интервалом ездит, только № 4, который соединяет улицу Малышева и ЖД вокзал. Но, и здесь мало кто будет ехать весь маршрут, ведь время в пути на еле ползущем грохочущем трамвае почти 1,5 часа. Благодаря интервалу в 10-12 минут здесь довольно неплохой пассажиропоток, особенно на западном участке маршрута. Остальные маршруты мало предсказуемые, соответственно, там и пассажиропоток очень низкий.
Курский трамвай имеет неплохой потенциал для своего развития, как магистрального транспорта - практически все линии на выселенке или следуют вдоль частного сектора - нужно только отремонтировать пути, обновить подвижной состав и ускорить маршруты - тогда бы и польза от трамвая была.
Как обычно, подробнее о курском трамвае в одной из следующих статей.
Троллейбусы
На фоне всего транспортного "треша" Курска относительно неплохо выглядит троллейбусная система
Троллейбус открыт в 1972 году, в городе работает 8 маршрутов.
Практически все курские троллейбусы - относительно новые, низкопольные белорусской БКМ-321 или аналогичные машины курской сборки 1К в довольно неплохом состоянии. Есть небольшое количество высокопольных ВМЗ-5298, ЗиУ-682Г-016, ВЗТМ-5280, но в общей массе троллейбусов их "капля в море".
Интересно, что все маршруты следует через самый исторический центр города - Знаменский собор, где на Красной площади большая троллейбусная конечная. В курской традиции троллейбусы так же заканчивают свою работу около 21:00 и ходят с большими интервалами 20-40 минут. Только 2 маршрута ходят по адекватнее - № 2 с интервалом 11 минут и № 9 - каждые 10 минут.
Как обычно, подробнее о курском троллейбусе в одной из следующих статей.
Оплата проезда
Стоимость проезда в Курске по регулируемому тарифу - 25 рублей при оплате наличными и 20 рублей при оплате картой. На маршрутках и автобусах по нерегулируемому тарифу цена поездки может варьироваться. Чаще всего она составляет 21 рубль.
Кроме наличных проезд можно оплатить своей банковской картой, транспортной картой "Электронный кошелек". Существует ряд проездных электронных карт: для студентов, учащихся и льготников (ветераны, инвалиды). Студенты и учащиеся по своим картам могут ездить неограниченное количество раз в течении месяца, стоимость варьируется от 250 до 350 рублей в зависимости от выбора вида транспорта. Карта для льготников стоит 300 рублей в месяц, количество поездок не ограничено. Важно, что проездные действуют только на трамваях, троллейбусах и льготных автобусах.
Оплата проезда чаще всего осуществляется водителю при выходе из транспорта. У каждого водителя в кабине имеется терминал для оплаты проезда. На ряде более напряженных маршрутов, в первую очередь на больших автобусах, трамваях и троллейбусах работают кондуктора. Причем интересно, что в вечернее время и в здесь кондуктора прекращают работу и проезд так же необходимо оплачивать при выходе водителю.
До 27 декабря 2021 года проезд в Курсе стоил 17 рублей, независимо от способа оплаты проезда. Листайте:
Интересно, что куряне, народ ответственный и честно выстраиваются в очередь, для того, что бы оплатить проезд. Правда из-за подобной системы, особенно на напряженных маршрутах транспорт по долгу простаивает на остановках, из-за чего время в пути увеличивается.
***
Не смотря, на весь "треш" с транспортом в Курске есть и плюсы. Во первых, в Интернете имеется сайт Центральной диспетчерской службы Курска, где можно посмотреть, где какой транспорт находится в режиме реального времени, кроме того, там дается информация о возможности льготного проезда, имеется полное расписание работы маршрутов.
Во вторых, в городе имеется ряд выделенных полос на наиболее напряженных магистралях - улице Ленина (причем для автотранспорта движение здесь одностороннее, а для автобусов - двух), улицах Александра Невского, Сонина, Красный Октябрь, Радищева и на Красной площади. Выделенные полосы дают приоритет общественному транспорту и ускоряют время поездки. Кроме того, большая часть трамвайных линий, то же на обособленном полотне.
Как вы уже поняли, транспорт в Курске ходит довольно таки редко, и большая его часть - это мало комфортные ПАЗы и ГАзели, да и состояние трамвая то же не блещет комфортом. Количество маршрутов зашкаливает и разобраться в их направлениях и трассах очень сложно.
В этом году в Курске началась реформа общественного транспорта, по которой часть автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов будет ликвидирована, оставшиеся изменены и усилены. Часть автобусных маршрутов переведут на большой класс, и наконец то в городе появляться автобусы среднего класса, но и ПАЗы пока еще останутся, но уже не в том количестве. Что будет с маршрутками не сообщается.
Из Москвы в Курск пришла партия выведенных из эксплуатации модернизированных Татр, которые скоро начнут выходить на маршруты и заменят изношенные вагоны.
Надеюсь, что при следующей поездке в славный город Курск общественный транспорт будет более приятный: трамваи будут новые и на хороших рельсах, ПАЗов будет по минимуму, а режим работы более долгий, а интервалы более адекватные.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи об общественном транспорте: