Представьте элегантную, ухоженную женщину в дорогом брючном костюме — на нем нет броских логотипов из ЦУМа, но по материалу и фасону мы сразу понимаем, что он многим не по карману. Именно с такой женщиной, одетой со вкусом, сдержанно и без кричащей роскоши, можно сравнить особняк Листа в Глазовском переулке, неповторимый сразу по двум причинам. Это первый в Москве дом в стиле модерн. И это собственный дом гениального архитектора.
Хотя особняк носит имя предпринимателя Отто Листа, первым его владельцем был сам создатель. Архитектор Лев Кекушев построил его в 1899 году. Вероятно, он решил попробовать отделывать дома под ключ и зарабатывать на готовых проектах. Ведь уже на следующий год особняк купил упомянутый Отто Лист. Но неважно, на продажу или для себя возводил этот дом Лев Кекушев, над его идеями не стоял заказчик со своими требованиями. И особняк получился таким, как он его задумывал.
В своей книге "Потайные двери Москвы" рассказываю, как заказчики ограничивали фантазию архитекторов на примере дома Ивана Барышникова на Мясницкой, шедевра архитектора Матвея Казакова. Да и самому Льву Кекушеву приходилось подстраиваться, когда он проектировал дом на Пятницкой для Трифона Коробкова. Здесь же архитектор вдохновился работами Виктора Орта в стиле франко-бельгийского ар-нуво и создал свой кекушевский модерн.
От Виктора Орта архитектор перенял идею изящного карниза на тонких кронштейнах. Лев Кекушев был еще и превосходным инженером, а поэтому спрятал там желоб для стока воды. Архитектор выделил из общего объема особняка некоторые комнаты, выбрал разные формы окон, добавил к ним широкие обрамления, сделал угловую лоджию с маленькой толстой колонкой. В полу лоджии спрятал люк, который, вероятно, вел в тайник. Вот уж где не догадаешься искать драгоценности хозяев!
Уличный фасад дома украшают две мозаики — нетипичная для кекушевских особняков деталь. Над окном кабинета на первом этаже тянется мозаичный фриз с подснежниками, символами весны, а над дверью в арочной нише разворачивается картина речного дна — из водорослей выглядывает усатый рак и плещутся рыбы. Угол мозаики отмечает монограмма WW — так подписывал свои работы архитектор Вильям Валькот, вероятно, это его подарок Льву Кекушеву.
На боковом фасаде над окном парадной лестницы блестит еще одна мозаика, где гордо озирается лев. Нет, это не подпись архитектора. Это идея современного владельца особняка, Представительства Калужской области. Новый хозяин вставил мозаику и в вестибюле дома, а над парадными дверьми разместил витражи с городскими пейзажами. Но давайте абстрагируемся от неоригинальных деталей и сосредоточимся на фантазии Льва Кекушева.
Архитектор использовал дорогие натуральные материалы — облицевал особняк кирпичом палево-желтого цвета, сделал окна и двери из мореного дуба, добавил детали из тарусского мрамора, а колонку лоджии отделал черным гранитом. Не экономил он и на интерьерах. Вокруг лестницы из темного полированного дерева разместил парадные комнаты, куда вели три двери. Кабинет сменяла буфетная, она соединялась с гостиной, а за ней тянулась столовая.
Комнаты объединяли высокие лакированные дверные порталы и потолки, отделанные деревянными балками. Их, скорее всего, покрывали росписи, закрашенные в советское время. Второй этаж занимали жилые комнаты, над ними со стороны двора нависали антресоли. И хотя особняк довольно скромный по размерам, площадью 86 кв.м., комнаты выглядят большими и просторными. Такая удачная планировка еще раз подтверждает гениальность архитектора.
Попасть внутрь особняка Листа можно только во время экскурсий на Дни наследия. Как вам творение Льва Кекушева?