Найти тему
Последний Замысел Командора

Искусственное топливо Вермахта и что с ним стало в русскую зиму.

Приветствую. Думаю, ни для кого ни секрет, что в нацистской Германии имелась большая проблема с топливом. Но возможно не все знают, что Германия имела свои месторождения и добывала нефть. Относительно немного, но в мирное время вполне хватало. Но вот наступило время военное, а война-то современная, где большую роль играют моторы. И что делать? Выход есть - пытаться делать синтезированное топливо из каменного и бурого угля, коего на территории Германии было хоть завались. Благо добывать нефть из угля научились ещё до прихода Гитлера к власти. Открыли разные способы этого три немецких учёных - Фридрих Бергиус, ещё в 1913 году, и Франц Фишер и Ханс Тропш чуть позже.

Чтоб ты споткнулся! Фото из интернета.
Чтоб ты споткнулся! Фото из интернета.

Бензина и солярки существовало несколько видов, но у всего синтетического топлива была одна проблема - оно густело в морозы от -20°C и техника попросту выходила из строя. Это касалось не только танков, автомобилей и прочего сухопутного транспорта, но и немецкой авиации, которая, в первую зиму войны с СССР, была фактически бесполезна и зависела только от поставок качественного "настоящего" бензина. Так что уместным будет отметить, что это одна из причин, почему нашим героическим предкам удалось продержаться первую зиму и суметь нарастить силы. Здорово им подсобил генерал Мороз, не только вымораживая противника, но и просто обездвиживая его технику. По этой же причине, отступая от Москвы, немецкие войска бросили столько исправных машин. Потом-то немцы найдут способы усовершенствовать топливо, использовать подогреватели для самолётов и прочие премудрости, но тем не менее, каждую зиму до конца войны, будут маяться от, отказывающей из-за морозов, техники.

Заправка немецких танков. Ничего все уйдут на переплавку в советской металлургии! Фото из интернета.
Заправка немецких танков. Ничего все уйдут на переплавку в советской металлургии! Фото из интернета.

Стоит также немного рассказать и о видах бензина, который использовался в немецких войсках и авиации. Каждый из которых имел свой цвет. Давайте разберёмся какой и для чего:

Vergaserkraftstof - автомобильный бензин красного цвета. Октановое число 72. В общем-то его и лили в баки грузовиков, танков и прочего гусеничного и колёсного транспорта. Именно он стал виновником огромного количества брошенной техники под Москвой. Позже его модернизировали.

А3 - авиационный бензин синего цвета. Октановое число 70, но с добавлением тетраэтил-свинца, октановое число возрастало до 80. Использовался для заправки учебных и связных самолётов. В конце войны его лили уже и в баки боевых самолётов.

В4 - авиационный бензин также синего цвета, но чуть темнее. Октановое число 72. При добавлении тетраэтил-свинца октановое число увеличивалось до 89. Использовался для заправки бомбардировщиков и транспортных самолётов.

С3 - авиационный бензин зелёного цвета. Октановое число 80. Но за годы войны немцы увеличивали его число от 94 в начале войны и до 97-98 в конце. Этот бензин лили в баки истребителей.

С2 - авиационный бензин с теми же свойствами, что и С3, но производимый из настоящей нефти. Главный его плюс - он не замерзал в низкие температуры.

Так как были у немцев и самолёты на дизелях, то были также два вида дизельного топлива: Е1 - из нефти и Е2 - синтетическая. Отдельно стоит реактивное топливо, имеющее маркировку J2.

Мёрзнут, собаки. Через экран чувствуется. Фото из интернета.
Мёрзнут, собаки. Через экран чувствуется. Фото из интернета.

Стоит также отметить, что если вся сухопутная техника и авиация перемещались в пространстве преимущественно на синтезированном топливе, то "настоящая" солярка и мазут шли на нужды немецкого военно-морского флота, который потреблял их в огромном количестве, хоть и был по факту бесполезным, за исключением подводных лодок. И вот здесь с топливом как могли Германии помогали союзники - Румыния и Венгрия.

Немецким самолётам топлива тоже надо много. Чтобы гореть красивее и сильнее. Фото из интернета.
Немецким самолётам топлива тоже надо много. Чтобы гореть красивее и сильнее. Фото из интернета.

Ну и ещё интересный момент, раз уж я начал говорить о "настоящем" топливе. Вплоть до окончания войны шли поставки из Испании, где каудильо Франко здорово переживал за приятеля Адольфа, но в войну не лез. А топливо - да пожалуйста, но правда за деньги. Испания преспокойно закупала нефть у американских корпораций, контролировавших месторождения в Латинской Америке и вообще не заморачиваясь перепродавала её Германии. Причём все об этом знали, но все молчали, ведь деньги - это деньги. Да и Испания вроде нейтральна и не участвует в боевых действиях и то ладно. Военные корабли Британии и США не трогали танкеры под испанским флагом, хотя союзники были прекрасно осведомлены, куда они плывут и для кого везут нефть. Вот так.

И танкам тоже надо. Хорошо бы некачественного. Фото из интернета.
И танкам тоже надо. Хорошо бы некачественного. Фото из интернета.

Ну а на этом всё. Спасибо что прочитали, ставьте лайки если понравился материал, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.

Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там больше интересных фактов: https://t.me/PZKomandor