Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

Отзыв: Данил Корецкий, "Задержание" - остросюжетная повесть о подковёрных интригах в милиции

Начинает сентябрьский детективный марафон сборник Корецкого “Опер по прозвищу “Старик”. Книгу (издание Эксмо 1995 г.) стоит полюбить хотя бы за суперобложку: где вы сейчас встретите стреляющих из пистолетов лысых протокольных дядек? Никаких голливудских мускулов и альфа-мужественной красоты #спасибопластическойхирургии, сплошной соцреализм а натюрель. Первой в сборнике повесть “Задержание”. Очень понравилось. Правда, тут про честного милиционера, кхм, но если читать как вымышленное художественное произведение, то вещь. Сюжет: Южный город Тиходонск, 1980-е. Гаишники остановили подозрительную “шестёрку”, пассажиры открыли огонь, убили гайцов и скрылись на патрульной машине, оставив в багажнике “шестёрки” связанный труп. Следствие начинается бодро, тем более что начальнику отдела борьбы с особо тяжкими преступлениями светит повышение, и в погоне за раскрываемостью он готов засадить первого, из кого сможет выбить признательные показания. Главный герой майор Сизов, он же “Старик”, опытн

Начинает сентябрьский детективный марафон сборник Корецкого “Опер по прозвищу “Старик”.

Книгу (издание Эксмо 1995 г.) стоит полюбить хотя бы за суперобложку: где вы сейчас встретите стреляющих из пистолетов лысых протокольных дядек? Никаких голливудских мускулов и альфа-мужественной красоты #спасибопластическойхирургии, сплошной соцреализм а натюрель.

Первой в сборнике повесть “Задержание”.

-2

Очень понравилось. Правда, тут про честного милиционера, кхм, но если читать как вымышленное художественное произведение, то вещь.

Сюжет:

Южный город Тиходонск, 1980-е. Гаишники остановили подозрительную “шестёрку”, пассажиры открыли огонь, убили гайцов и скрылись на патрульной машине, оставив в багажнике “шестёрки” связанный труп. Следствие начинается бодро, тем более что начальнику отдела борьбы с особо тяжкими преступлениями светит повышение, и в погоне за раскрываемостью он готов засадить первого, из кого сможет выбить признательные показания. Главный герой майор Сизов, он же “Старик”, опытный, грамотный, принципиальный сыщик, ищет настоящих преступников, в процессе обнаруживает подтасовки в делах прошлых лет, которые с неизменно высокой раскрываемостью тоже вёл его нынешний начальник. Начальник, естественно, начинает ставить Старику палки в колёса, а потом и откровенно его топить, так читатель узнает много интересного о внутренней жизни милиции, интригах и подковёрной борьбе. Закончится повесть хорошо в том смысле, что Старик сумеет вычислить преступников, но из-за дурацкой случайности и общей непобедимости бюрократической машины задержание пойдёт наперекосяк.

Многочисленные достоинства повести:

Стиль и слог. Автор обильно использует официальные милицейские термины, при этом в повести нет канцеляризмов. Корецкий так умело маскирует профессиональный жаргон, что он будто там всегда и был, нигде не торчит, глаз не царапает.

Повесть динамичная, насыщенная, каждая строчка в движении, каждое слово по делу. Мордобоя мало, больше психология, приёмы следствия и внутримилицейские интриги.

Милиция выписана с уважением, но Корецкий не стесняется показать товар истинным лицом. Тут и шантаж обвиняемых - угроза более тяжёлой статьи в обмен на чистосердечное признание по более лёгкой, и безосновательные отказы в возбуждении дел, и халатное расследование тогда, когда дела всё-таки возбуждают. Для тех, кто хоть раз сталкивался с милицией, в общем, ничего нового. Но приятно, что автор не держит читателя за дурачка и не опускается до пропаганды, а пишет, как есть.

Примечательные особенности того, что повесть написана в 1989 году:

Ещё применяется смертная казнь. В самом начале Старик, осматривая место преступления, отмечает про себя, что на папке с делом будет отметка о высшей мере, что если преступников поймают, их в виде наказания убьют.

Автопарк - воплощённая ностальгия. Тут и двадцать четвёртые Волги, и полный модельный ряд Жигулей. Помните, машины называли цифрами? Потому что за редким исключением Запорожцев, у обычных людей ничего, кроме Жигулей, не было, и называть марку не требовалось, машины различали по номерам моделей - шестёрка, восьмёрка.

Один привет из прошлого я, правда, не поняла: оперативники вели съёмку места преступления, но не камерой, а видеомагнитофоном. Хм. Я думала, видеомагнитофон мог записать только то, что показывали по телевизору, к которому он был подключен. Может, Корецкий так называл камеру, которая писала не на бобины, а на видеокассету? И которую можно было потом напрямую подключить к телевизору, чтобы просмотреть запись?

Полезный милицейский лайфхак:

В “ОППС” много психологии. Милиционеры то манипулируют людьми на допросах, то между собой иерархию выясняют. Не повесть, а список приёмов психологического доминирования. Центральный конфликт между опером Стариком и его начальником Мишуевым. Старик когда-то был наставником юного Мишуева. Таланта к следовательской работе у подопечного не оказалось, зато оказался талант к карьерному росту, теперь он начальник Старика и его чморит.

-3

Из малочисленных недостатков:

Разве что выбор слов для названия, “Опер по прозвищу “Старик”. Прозвище - это что-то обидное, а Старик - что ж тут обидного? Так даже друзья между собой друг друга называют.

Итого:

Хорошая повесть. Читателям средне-старшего возраста особо рекомендую по причине ностальгии по старым добрым восьмидесятым.

***

О других произведениях Данила Корецкого:

- дебютный роман писателя "Смягчающие обстоятельства"

- из тихорецкого цикла "Падение Ворона"

- про шпионов и государственную тайну "Атомный поезд"