Единственное смягчающее обстоятельство (хихи каламбур) романа «Смягчающие обстоятельства» - 1984 год написания. Тогда ещё только начинающий автор детективов Корецкий замахнулся на классический роман со многими сюжетными линиями, экскурсами в прошлое, глубокими философствованиями… и вышло так себе. Но я знаю, как сделать лучше!
/гляньте на неё, Данилу Корецкому советы давать собралась/
Сюжет:
Преступлений в романе два, ограбление инкассаторов и загадочный выстрел из кабины башенного крана в окно многоэтажки, в результате которого ранена женщина, сотрудница местного НИИ. Следствие ведёт майор Крылов, а помогает ему вышедший на пенсию Игнат Филиппович Сизов, он же легендарный опер по прозвищу «Старик».
Дело инкассаторов второстепенное, в основном тут про загадочный выстрел через окно и события, которые в выстреле нашли свою кульминацию.
Проблема с романом в том, что в нём слишком много несочетающихся сюжетных линий. Все они формально между собой связаны, но разные по духу, по стилю, по смыслу, в милицейском детективе большинство из них лишние. Зато некоторые превосходно смотрелись бы как самостоятельные произведения других жанров.
Про любовь:
В «Обстоятельствах» шикарная любовно-трагическая история. Главные герои - Мария Нежинская, раненая выстрелом через окно сотрудница НИИ, и её близкий друг, ведущий учёный того же НИИ Сергей Николаевич Элефантов.
И если убрать с обложки «Обстоятельств» слово детектив, а из сюжета выкинуть мешающую криминальную ерунду, оставить только историю страстной и безответной любви, получилось бы супер.
Мария расчётливая, корыстолюбивая дама, наделённая невероятным обаянием и магнетизмом, но начисто лишённая принципов и человеческого тепла. Элефантов здравый человек, поначалу видит Марию как она есть, интрижку затевает просто из любопытства. Во время первого интима плюётся, потому что тонкая-звонкая Мария с фигурой «как у балерины» без одежды имеет вид костлявый, почти болезный. Тем не менее, каким-то непостижимым образом Элефантов всё-таки попадает под её чары и влюбляется по уши. Теперь он восхищается Марииной стройностью (слово костлявая даже не вспоминает), она кажется ему умной, возвышенной и благородной, хотя на самом деле грубовата, глуповата и распущенна. К тому же манипулирует поклонником и пользуется им без зазрения совести. Чем дальше в лес, тем сильнее бедняга Элефантов теряет голову, тем драматичнее развязка.
Роман про такое бы написать! Сюжет проверенный: романтик-идеалист влюбляется в расчётливую хищницу. Кажется, я даже его уже где-то читала. Но в исполнении Корецкого готова прочитать ещё раз.
Другая тема, тоже заслуживающая собственной литературной жилплощади:
Элефантов не просто учёный, он специалист по сверхчувственной связи, изучает экстрасенсов. Однажды он подумал, что если информацию можно передавать через воздух с помощью, например, радио, то почему нельзя её передавать без радио, одной силой мысли? Электрические импульсы в мозге есть, так что в теории телепатия возможна. Часть научного сообщества над Элефантовым, конечно, потешается, но в целом его работа абсолютно серьёзная: ему выделяют финансирование, его статьи публикуют в авторитетных журналах, столичные институты приглашают его возглавлять лаборатории. Телепатии Элефантов пока не открыл, зато, например, изобрёл бесконтактный энцефалограф, который к концу книги даже пойдёт в серийное производство по линии Минздрава.
Вещь!
В детективе экстрасенсы Элефантова ни к селу, ни к городу, а вот сами по себе… Представить сай-фай-роман в авторстве Данила Корецкого сложно, зато легко представить книгу в со-авторстве с кем-нибудь из фантастов. Идея-то хорошая, к тому же уже на треть, считай, написана.
Что в романе просто лишнее:
Подробные рассказы о детстве персонажей. Юный Корецкий, вероятно от неопытности, писал роман по всем законам литературного жанра, и ко всем героям тут прилагается детальнейшая биография начиная с младенческого возраста. Такой психоанализ был бы ОК, если бы речь шла о глубоком философском произведении, как у классиков. Но в детективе про милицию явно ни к чему.
Что не то чтобы лишнее, но не понравилось:
Морализаторства много, в основном на две темы. Первая - благородная милиция. Майор Крылов, например, пошёл работать в органы, потому что «в нём жили стремление к справедливости и ненависть к торжествующему хамству, к грубой, не признающей преград силе». Учитывая, что теперь они сами себя называют силовики, мотивация Крылова выглядит …. Кхм.
Вторая тема, на которую не затыкаются герои Корецкого, - материальное vs. духовное. Отчасти это, конечно, издержки советской пропаганды, что настоящему коммунисту материальное чуждо, а отчасти автор опять косит под классический роман. Меня в школе в советское время именно на примерах из классики учили, что быть богатым стыдно, а гнаться за материальными благами недостойно. Вот и Корецкий туда же, все его положительные персонажи бессеребренники-экстремалы. К чести писателя, в диалогах, которые благородные антиматериалисты ведут с обычными людьми, попадаются и реплики в защиту бытового комфорта.
Кстати о репликах:
В романе масса красивых афористичных цитат. Готовьтесь.
Итого:
И всё-таки даже у юного Корецкого чувствуется класс. При небывалой растопыренности сюжета в конце всё элегантно сходится в одну точку и финал красивый. Просто уж слишком много в романе всего понапихано. А так-то неплохо. 6/10.
*****
Купить детектив «Смягчающие обстоятельства» - ТУТ!
*****
О других произведениях Данила Корецкого:
И вся детективная подборка книжного ХорГромДзена