В 2020 году исполняется 20 лет одному из самых экстравагантных русскоязычных релизов - альбому группы Центр "Пластикозаменитель".
Есть редкие альбомы, после первого прослушивания которых находишься в некотором смущении, задавая себе вопросы типа: что это - полотно гения или свидетельство безумия?
Поэтому, в данном обзоре делается попытка оценить временной континуум, в котором создавался альбом, изучить предысторию и историю его создания, сделать обзор треков, определить его стилистические и художественные особенности, место в дискографии и влияние на последующее творчество группы.
Обзор предназначен для поклонников творчества Василия Шумова и группы Центр, а также ценителей необычных релизов.
Анализируя творческое развитие Василия Шумова и группы Центр, можно отметить, что оно имеет два равнозначных направления: более традиционное - рок-н-ролльное, берущее начало с альбома "Трамвайное депо" (1982), и альтернативное - электронное/экспериментально-авангардное, начинающееся с альбома "Однокомнатная квартира" (1983).
"Пластикозаменитель" продолжает электронное направление творчества Шумова/Центра, являясь наследником альбомов "Ранняя электроника" ("Однокомнатная квартира" (1983)/"Чтение в транспорте" (1984)), "Мой район" (1985), "Очищение" (1988), "Время три" (1990) (ему уже был посвящен отдельный обзор) , "Тектоника(к)" (1993), "Короли поэзии с трансе" (1997) и "Крапивное пламя" (1998).
Как видно из представленных характерных примеров, для этого направления характерны музыкальный минимализм и преобладание электронного звучания. Создается впечатление, что в них Василий Шумов проводил настойчивый писк соотношения музыки и текста, электронного и аналогового звучания, возможностей авангардно-минималистского подхода в записи. Результатом таких поисков и стал альбом "Пластикозаменитель".
Для оценки предыстории создания альбома стоит немного подробнее остановиться на характеристике предыдущего альбома, "Крапивное пламя" (1998). Как видно из приведенной выше, характерной и заглавной композиции альбома, это пластинка с насыщенным электронным саундом, и еще традиционной текстовой подачей (полноценные текстовые структуры, голос звучит наравне с музыкой).
Василий Шумов: "Здесь широко использованы электронные и дэнсинговые музыкальные направления, такие как drum-n-bass, techno, hard trance. Несмотря на такую музыкальную стилистику, диск состоит из 11 песен и мини-аудио-композиций, которые выдержаны в концепции ЦЕНТРА".
Сравнивая этот альбом с "Пластокозаменителем", становится понятно, почему появился последний: Василий Шумов, весьма приветствующий эксперименты, открытие новых областей творчества и неожиданные уходы в сторону от прежней линии развития, поставил для себя вопрос: до какой степени минимализма/авангардизма можно дойти в электронной музыке и ее текстовом сопровождении?
Василий Шумов: "Это экспериментальный альбом. На нем нет песен, как были на «Смутном Пятне» или «Крапивном Пламени». Это, скорее, аскетичные электронные звуковые пейзажи с трудно уловимой поэзией".
Также, необходимо учесть, что запись "Крапивного пламени" совпала по времени с окончанием обучения Василия Шумова в Калифорнийском Институте Искусств (CalArts), и в альбоме отметились некоторые студенты этого института. Здесь же Василий остался наедине с собой, в новом качестве и на новом уровне подготовки, и потому Василием самому себе и была поставлена новая творческая задача.
Решение этой задачи мы видим в альбоме "Пластикозаменитель", который и производит такое странное впечатление от своего содержания.
Василий Шумов: "Я только что закончил аспирантуру в California Institute of the Arts со специализацией в новом медиа и звуковом дизайне. За три года, которые я там проучился, мои компьютерно-музыкальные интересы значительно расширились в область интерактивного компьютерного искусства. Для меня это - естественный процесс развития современного художника".
"Жизнь постоянно бросает вызов художнику в виде новых арт-форм, концепций, философии. Если художник по своей сути творец, то он будет принимать любой новый арт-вызов и делать новый интегрирующий шаг в своем развитии в неизвестное. Этот шаг может окончиться победой или полным провалом с точки зрения обывателя. Если художник - имитатор, то тогда он останавливается на однажды достигнутом рубеже, начинает жить и творить с позиции «как было все хорошо раньше», проклиная компьютеры, синтезаторы, Internet, digital media".
Кстати, пара слов о названии. Пожалуй, все мои любимые русскоязычные исполнители обладают даром подбора для альбомов образных, ярких и глубоких названий. Василий Шумов - не исключение: такие названия, как "Стюардесса летний линий", "Время три", "Брюлик" или "Крапивное пламя", сразу вызывают ассоциации, над которыми хочется размышлять. Для меня пластикозаменитель - это состояние, в котором оказалась цивилизация на рубеже веков, когда многое стало эфемерным, однодневным, ненастоящим, спорным и неопределенным.
Рассматривая, далее, особенности создания альбома, необходимо обратиться к предлагаемой Шумовым концепции центробораторов.
Василий Шумов: "На последнем альбоме «Пластикозаменитель» была создана новая концепция центробораторов. Это люди, которые принимают участие в записях новых альбомов «Центра» с использованием Интернета как средства коммуникации и доставки".
"«Центр» образца 2000 года это: Василий Шумов, сайт Центромания, центробораторы. Основная работа проводится при использовании новой медии, и поэтому данный этап группы «Центр» можно назвать большим новомедийным парением. Последний альбом «Центра» «Пластикозаменитель» (2000) был полностью создан и реализован в Интернете".
"Центробораторы - это творческие люди из разных регионов. Центробораторы принимают участие в проектах группы «Центр» и сайта «Центромания» путем использования новых аудио-визуальных технологий. Например, запись голосов в Москве для альбома «Пластикозаменитель» с последующей их переправкой по сети в студию В. Шумова".
"Работа центробораторов имеет некоммерческий характер, как и творчество группы «Центр». Альбомы «Центра» не ставят своей задачей удовлетворение какого-либо радиоформата, массовой консумации или достижения высоких позиций в чарте текущей недели".
Перед тем как прослушать альбом, хотелось бы немного успокоить тех поклонников Центра, кто еще его не слушал. Да, это электронный альбом, но, как мы выяснили выше, не первый и не последний, хоть и предельно музыкально-аскетичный. Да, тексты в нем минималистичны, но методика их создания и подачи прежние: отстраненное наблюдение и холодная мелодекламация.
01. "Быстро и безболезненно"
Альбом открывает очень интересный, характерный для всего альбома трек, символизирующий желание индивидуума постиндустриального общества к комфортному существованию, чтобы все было именно так: "я зашел и вышел, все было быстро и безболезненно".
02. "ПЗ"
Самый минималистичный трек пластинки, призванный, видимо, подчеркнуть характер ее создания и общее настроение. Практически, это шумовой фон, в том числе неразборчиво звучащие где-то на заднем плане голоса - интересная находка, но утомляющая к 4-й минуте. Тут бы ему и кончится - но нет, он идет 5 минут, возможно, испытывая терпение слушателя.
Василий Шумов: "В композиции ПЗ звучат голоса центробораторов, но эти голоса специально сделаны (обработаны) чтобы было неразборчиво, чтобы звучали как звуковой дизайн, как часть электронного звучания".
03. "Наичистейшая ненависть"
04. "Бесплатное платное платно"
Логическое продолжение "ПЗ", только здесь вместо неразборчивых голосов использовано многократное повторение, по сути, набора фраз типа "в голове ветер, в голове свист, наичистейшая ненависть".
05. "Бойся бога"
Самая короткая, и одна из лучших композиций пластинки. Как-то Шумов отметил, что "современный человек ближе в человеку пещерному, чем человеку будущего". Увы, это так, и религиозное мракобесие - одно из проявлений этой пещерности.
06. "Маленькие красные огоньки"
07. "Последнее обновление"
08. "Вот и все, а ты боялась"
Эти три композиции - фирменное шумовское отстраненное наблюдение за разными сторонами окружающей реальности. В них он словно показывает, что не утратил своего цепкого наблюдательного ума и способности к ее интеллектуально-холодной оценке.
На месте любой из этих композиций запросто могла быть вещь под названием "Всегда последние новости".
Василий Шумов: "Я думал о композиции под названием «Всегда Последние Новости». Можно собрать около 500 или 1000 заголовков новостей и выдавать их перемешивая каждый день в порциях по 10. Типа: выборы, угон самолета, ураган, курс доллара, взрыв, премия, номинация. Все звучит разнообразно из этого банка 1000 комбинаций по 10...".
09. "Бархатные революции"
Еще одно наблюдение, но более социальное и острое: "бархатные революции с привкусом бабл-гама и шампанского".
10. "Горы - это не горы"
Одна из лучших композиций пластинки, которая может служить пособием по изучению симптома дереализации. К тому же, Василий постарался и подобрал для нее интересное обрамление из звуков ударных инструментов.
11. "Спасибо 20 веку"
Отличная идея - декламировать все благодарности ушедшему веку, за который было создано и разрушено больше, чем за всю предыдущую историю человечества:
"...огромное спасибо за лтп
огромное спасибо за гонку вооружений
и специальное спасибо за мой ваучер
спасибо за ядерное сдерживание
спасибо за комсомольский прожектор
и спасибо за расфасованные стили жизни
отдельное спасибо за гербициды
и за утечку мозгов за рубеж
спасибо за мирное сосуществование..."
Жаль только, что выражение благодарностей происходит на фоне режущих слух пилообразных звуков и продолжается почти 14,5 минут. Мне кажется, таких благодарностей можно было бы найти и еще на полчаса - не все же произносить!
Мне кажется, что, сократив композицию на половину, и подобрав более комфортный музыкальный фон, Василий мог бы сделать завершение альбома более эффектным.
Одну из первых рецензий на альбом, видимо, написал Сергей Горцев, автор книги "Глядя в Центр".
Сергей Горцев Василию Шумову: " Наконец-то я перекачал «Пластик» и сделал CD-R.
Очень хороший альбом. Понравились его концептуальность и качество звука. По звуку альбом - серьезный рывок во всей твоей электронике. Если говорить о настроении, то он напомнил «Однокомнатную квартиру», особенно «Быстро», «Огоньки», «Горы». Альбом очень ровный, без провалов и проходных вещей.
Жаль, что альбом сегодня не доступен большинству твоих почитателей. Чтобы его получить, мне надо было 8 часов(!) Интернета. Качество записи получилось лучше, чем я ожидал, но далеко не студийное. А в электронике это очень важно. Очень понравились низкие частоты и уход голоса на второй план".
Что касается меня, то впервые я услышал, как Василий Шумов упомянул об этом альбоме на Нашем радио в конце 2000-х. "Какое классное название, стоит найти альбом"- подумал тогда я, и так и сделал.
Но до сих пор мне сложно подобрать слова, чтобы правильно передать свои впечатления от альбома. Его трудно назвать "одним из самых любимых", т.к. он заходит только под определенное настроение. Его не получится слушать часто, и уж тем более в машине или плеере.
В то же время, в него получается погрузиться, он вызывает интерес, и его можно слушать от начала до конца (каждый раз, правда, отмечая при этом, что хорошо было бы сократить его минут на 10, прежде всего за счет композиции "Спасибо 20 веку").
Можно смело утверждать, что этот альбом является узловым пунктом в творчестве Центра. Он является как бы фундаментом последующих электронных релизов, в нем Шумов экспериментировал смело и удачно, и создал одно из неповторимых произведений.
Стоит перечислить и центробораторов, принимавших участие в записи этой пластинки: М. Хлопунов, В. Виноградов, С. Сабинин, О. Горюнова, Э. Агаев, И. Астафьева, А. Соловьев.
Что касается концертов с электронной программой, то Василий Шумов, проживая в Лос-Анджелесе, выступал с такими программами в клубах.
После возвращения Василия Шумова в Москву в конце 2008 и я дождался электронной концертной программы от Центра.
22 октября 2009 в клубе "Икра" состоялся концерт, посвященный 10-летию альбома "Пластикозаменитель". Лично я ждал его с нетерпением, было очень интересно услышать песни с аскетично-электронного альбома в исполнении действующего тогда гитарно-ударного состава.
Несмотря на активные приглашения группы, народа в "Икре" собралось немного - на улице стояла поздняя осень и было холодно.
Не надо забывать, что клубная жизнь в 90-х и 2000-х была не такой, как сегодня: можно было запросто пообщаться с музыкантами, высказать из зала свою заявку и иногда даже подняться на сцену самому.
Минут через 10 после начала концерта было забавно наблюдать, как основная часть публики, видимо, желавшая услышать "Волшебницу" и "Навсегда", оттянулась к бару продолжать обсуждать дела насущные. Я же с удовольствием оценил интересные версии песен с "Пластикозаменителя" и "Курса доллара".
В перерыве концерта я с удовольствием пообщался с гитаристом классического состава Центра Валерием Виноградовым. Как и можно было догадаться, его не впечатляют электронные релизы Шумова/Центра, хотя играл он в тот вечер здорово в обоих отделениях.
Валерий очень удивился, когда я спросил его о том, что правда ли Центр выступал без Василия Шумова, когда тот уехал в США, и спросил, откуда у меня такая информация. Когда я сказал, что такое написано в книге В. Марочкина и А. Игнатьева "Хроноскоп русского рока 1953 - 2004", он вспомнил, что такое действительно было, но дело ограничилось одним концертом в каком-то клубе.
Во второй части концерта исполнялись уже любимые большинством хиты "того самого", рок-н-ролльного Центра.
Во время исполнения "Вспышки" для оказания творческой помощи группе на сцену вышли Татьяна Шилова и Юлия Волконская, с которыми на тот момент мы составляли акустическое трио Кагорта, и отлично справились со своей задачей.
После выхода "Пластикозаменителя" в начале 2000, от Центра последовал целый ряд удачных электронных релизов, на которых словно встретились "Крапивное пламя" и этот альбом: "Курс доллара" (2001), "Твердое нет твердого нет" (2002), "Молодойнамолодой" (2003), "Регион 5" (2005) и "У прошлого нет будущего" (2008).
Период 1998 - 2008, от "Крапивного пламени" и до "У прошлого нет будущего", я считаю удачной и плодотворной десятилеткой поздней электроники Центра. Но, вне всякого сомнения, основной пункт этой эпохи - альбом "Пластикозаменитель".
После возвращения Василия Шумова в Москву и реформирования гитарно-ударного состава, последовали рок-релизы "Мне хорошо ч. 1" (2011), "Мне хорошо ч. 2" (2012) (которому посвящен краткий обзор), и "Первый пещерный" (2015).
Став к концу десятилетия дуэтом, Центр снова вернулся к электронно-минималистичному звучанию, выпустив "Культ еды" (2018), "Цвет ветки" (2019) и "Абсолютное почтение человека" (2020).
На этих пластинках есть интересные композиции, но лично у меня сложилось впечатление, что Василий повторяется.
Зато, не стоит забывать и о крайне интересной сольной работе Василия Шумова "Basustica" (2014), выполненной исключительно в минималистично-электронном звучании.
Таким образом, творчество Шумова/Центра и после "Пластикозаменителя" продолжало развиваться в двух направлениях, о которых шла речь в начале статьи.
Знакомый с "Пластикозаменителем" центроман без труда увидит влияние этого альбома в последующих релизах Василия Шумова и группы Центр.
РОКЛЯ выражает благодарность аккаунту Василия Шумова и группы Центр в facebook, и лично Василию Герардовичу за помощь в создании статьи, популяризацию публикаций о релизах этих творческих единиц, и это самое творчество.