25 лет назад, летом 1995, московской группой Центр был записан альбом "Брюлик", одна из интереснейших пластинок не только группы, но и вообще музыкальных релизов 1990-х.
История Центра 1980-х закончилась летом 1989, когда в июне был записан альбом "От звонка до звонка", а уже в июле (по воспоминаниям Василия Шумова - в Воронеже), текущий состав группы дал свой последний концерт.
В 1990 Василий Шумов дает несколько представлений программы под названием "Библиотека приключений Василия Шумова", записывает сольный альбом "Время три", а затем отбывает в США на постоянное место жительства.
Об этом периоде жизни и творчества музыканта рассказывалось в обзоре "Когда Время три".
В США Василий Шумов записывает альбомы: "Шумвидение. Песни живых и мертвых" (1992) (сборник covers), "Тектоника" (1993), "Nineteen Ninety's" (1993) (совместный альбом с Ж. Агузаровой), "Русские поют" (1994) (совместный альбом с П. Мамоновым), "Голливудский Василек" (1994).
В 1995 Василий Шумов восстановил саунд-трек к спектаклю «Артюр Рембо» на стихи этого французского поэта в переводе Евгения Головина. Спектакль ставился в Москве всего один раз, в далеком 1986, и до этого альбома имел хождение в виде записи спектакля архивного качества.
В записи этого альбома под названием "Центромания. Стадия Озарения" из музыкантов, кроме Василия Шумова, принимал участие только Фаст Фредди, американский коллега Василия.
Это один из самых ярких релизов Василия Шумова. Среди композиций особенно выделяются такие, как "Инерция тления", "Фиолетовый дым", "Перламутровая явь", "Горькое Солнце".
Формально, это и был первый альбом Центра 1990-х, но, все же, первой полноценной студийной записью нового состава Центра является "Брюлик".
Василий Шумов:
"После землетрясения в Лос-Анджелесе в январе 1994 года ко мне стали закрадываться идейки по поводу альбома группы «Центр». Хотелось сделать альбом гитарно-барабанный.
Я написал по памяти на листе бумаги список тех ребят, которые играли в разное время в «Центре».
Кому-то я позвонил, про кого-то я узнал через знакомых. Кто-то отказался, кто-то оказался в Мельбурне, кто-то колебался, т.е. в результате несколько человек сказали «да».
После этого я действительно за 10-14 дней сочинил все песни. Песню «Сейшн сенсейшн» я сочинил специально для того, чтобы ее пел Валера Виноградов".
На задней стороне обложки CD издания альбома мы можем прочитать:
"К середине 1990-х сделал в своем доме в Лос-Анджелесе приличную студию звукозаписи. Появилась идея записать в ней новый альбом Центра.
Ко мне в гости приехал гитарист Сергей Сабинин из состава Центра конца 1980-х, которому я показал новые песни, которые я сочинил специально для этого альбома. Мы их записали в демо варианте.
После нескольких месяцев репетиций в Москве в Москве ко мне в Лос-Анджелес прилетели трое музыкантов Центра из пяти планируемых. Срочно пришлось подключать для записи двух моих американских друзей.
Хочу отметить большой вклад Сергея Сабинина в московскую часть подготовки записи альбома".
Об основных событиях, связанных с записью альбома, можно узнать из книги Сергея Горцева "Глядя в Центр":
Василий Шумов: "Символический состав «Центра» я в настоящее время пытаюсь собрать для записи нового альбома. Я написал 11 новых песен и пригласил для участия в этом релизе А. Локтева, В. Виноградова и С. Сабинина. Эти ребята в разные годы внесли важные музыкальные моменты в песни и стиль «Центра».
Валерий Виноградов: "Перед записью «Брюлика» Вася вдруг стал методично названивать мне по телефону. И это после стольких лет необщения!"
Сергей Сабинин: "Вся идея записи «Брюлика» во многом моя. Да и в аранжировках, создании мелодий я тоже принимал участие. Ведь первоначально это была просто запись под акустические гитары. Мы в Москве их серьезно доделали".
Для записи альбома Сергей Сабинин, Евгений Тихомиров и Валерий Виноградов прибыли в августе 1995 в Лос-Анджелес, где присоединились к Василию Шумову, Фасту Фредди и Джоджо Албано.
Валерий Виноградов: "Деньги на поездку в США нашел С. Сабинин у своего друга. Вообще, всё было очень весело. Когда я вошел в дом Шумова, прошел во двор с бассейном, то первое впечатление - «Так живет кокаиновая мафия». Очень роскошно, комфортно и уютно. Такое я мог только представить. Бытовые удобства исключительные. Вася выглядел очень собранным, организованным и целеустремленным. Чувствовалось, что «поработала» хорошая женщина".
В 1996 альбом вышел на компакт-кассетах и имел локальный успех.
Велись переговоры и по поводу издания альбома на CD, но они не были успешны.
Журнал "Rосk Fuzz", 1996: "Очередной альбом Васи Шумова издан неизвестной пока новой московской студией.
Стиль песен, естественно, выдержан в лучших традициях группы «Центр», а именно: отстраненный романтизм и классический рок при минимальном наборе выразительных средств. Отчасти этот минимализм был мерой вынужденной, т.к. часть музыкантов долгое время не имело игровой практики. В частности, басист группы Женя Тихомиров вообще не предполагал своего возвращения к активной музыкальной деятельности.
«Брюлик» - бальзам на душу многим старым почитателям Шумова и особенно тем, кто с трудом воспринимает его эксперименты последних лет. Безусловно, выделяются песни «Горизонтальные люди», «Формула один», «Несмотря на тишину» и, особенно, «Межгалактический воин».
Эти песни наверняка заставят фанов (и не только их) снять со стены запылившуюся шестиструнку, подобрать несложные аккорды и пропеть вместе с Васей пару-тройку куплетов".
На альбоме размещено 12 треков.
01. Несмотря на тишину
Одна из сильнейших, не только с альбома, но и вообще группы, среднетемповая композиция с приятным качевым настроением.
02. Голографический имидж
Темповый, московский рок-н-ролл в духе таких песен, как "Странные леди" или "Стюардесса летних линий".
03. Формула один
В определенном смысле продолжение предыдущей песни, но с "мистическим" налетом, в котором чувствуется влияния Евгения Головина.
04. Володя Потусторонний шофер
Еще один рок-н-ролл с танцевальным темпом, первый из двух хитов Центра с этого альбома (насколько возможно, конечно, понятие "хит" для группы Центр), надолго обосновавшийся в концертных сетах.
05. Личное
Первая из двух миниатюр альбома, напоминающая о временах "Однокомнатной квартиры".
06. Невесомости хватит каждому
Еще одна московская, по настроению, песня, из условного цикла "Песни неудачника", к которому также могут быть причислены "Повседневная жизнь" ("Человек") или "Алексеев".
07. Горизонтальные люди
Второй из двух "хитов" альбома. Очень чувственная, опять же, московская, баллада из того же ряда, что и "Фиолетовый дым" и "Звезды всегда хороши особенно ночью".
08. Сэйшен сэнсэйшеэн
Еще один темповый, немного танцевальный и навязчивый, рок-н-ролл, который также можно назвать продолжением темы "Повседневной жизни".
09. Растройственность
Песня, немного выбивающаяся из альбома, но именно и интересная своим "отклонением". Здесь эффектно используются не только игра букв в названии (тут и растроение, и расстроенность), но и весьма своеобразно разворачиваются поэтические образы.
10. Это самое
Вторая из двух миниатюр альбома.
11. Среди белого огня
Довольно непримечательный для меня рок-н-ролл, выполняющий разве что функцию предварения завершающей композиции.
12. Межгалактический воин
Завершающая композиция - вторая на альбоме, прекрасная баллада с очень интересными аранжировками. Про себя я называю ее "Песней влюбленного космонавта", но общая глубина рассматриваемых в ней аспектов, конечно, гораздо больше.
Удивительно, но "Брюлик" продолжает линию гитарно-рокового звучания, оборвавшуюся на таких альбомах Центра, как "Жизнь замечательных мужчин" (1986), "Дитятя" (1988) и "От звонка до звонка" (1989).
(До этого я встречался с таким явлением у Гражданской обороны: несмотря на перерыв в полдесятилетие, звучание альбомов "Солнцеворот" (1997) и "Невыносимая легкость бытия" (1997) является аналогом звучания цикла альбомов этой группы от 1989).
Альбом был встречен и публикой, и критикой тепло, чему немало способствовали сольные гастроли Василия Шумова в марте 1996.
Доволен результатом был и сам Василий Герардович: "Через Интернет я выяснил, что в США и Канаде учится много русских студентов.
Я сообщил всем, что группа «Центр» выпустила новый альбом и я готов им выслать кассету в обмен на критику. И я могу сказать, какие песни всегда упоминались: «Горизонтальные люди», «Межгалактический воин», «Растройственность», «Формула один» и «Несмотря на тишину». Эти песни упоминались всегда.
Один парень написал, что песня «Личное» напомнила ему сказку «Три поросенка». Вот это я люблю! Когда люди находят в моих произведениях вещи, о которых я не подозревал. Это называется законченное произведение искусства".
Сольные выступления Василия Шумова при поддержке гитариста Фаста Фрэдди в марте 1996 стали первыми за 6 лет выступлениями маэстро на родной земле.
После этого Василий Шумов с Валерием Виноградовым работает над альбомом ремейков "Центромания. Стадия первая", и новым альбомом Центра"Смутное пятно неизвестно чего". Обе "Центромании" и "Пятно" вышли на Moroz Records в 1997.
После этого у Центра начался период поздней электроники, открывающийся альбомами "Крапивное пламя" (1998) и "Пластикозаменитель" (2000). Более подробно этот период описан в обзоре "ПЗ".
Уже упоминалось, что, пожалуй, основными хитами "Брюлика" стали такие песни, как "Володя потусторонний шофер" и "Горизонтальные люди".
Они вошли на вышедший в 1999 сборник "Легенды русского рока. Центр". Благодаря ему и я впервые впервые услышал песни "Брюлика", а позже, в том числе благодаря им, и весь альбом. С тех прошло больше 12 лет, но "Брюлик" продолжает оставаться одним из моих самых любимых альбомов Центра.
(Интересный факт: на обложке этого сборника "Горизонтальные люди" ошибочно причислена к сольному альбому Василия Шумова "Мой район").
В 2013 "Брюлик" был наконец издан и на CD.
Портал Inrock, 2013: "Вернувшийся в команду лишь для работы над этим диском гитарист Сергей Сабинин спродюсировал «дышащий» звук в лучших традициях жанра.
Альбом сразу, с первой вещи «Несмотря на тишину», словно бьет по восприятию размашистым риффом, фиксирует внимание и вызывает уважение. Так – гитарной игрой, мощной и разнообразной, сделанной на пересечении новой волны и мейстрима, – не стыдно начать релиз любой группе мирового рока. Наверное, цель так и ставилась – показать качество и уверенность.
Также задержались в памяти народа песни «Горизонтальные люди» и «Володя потусторонний шофер». Нестандартная образность, постоянное мифотворчество подчеркиваются сохраняющейся интонацией, фирменной неспешностью Шумова, тормознутым, прищуренным речитативом, вписанным в гитарные фантазии.
Психоделия на этом альбоме интересует музыкантов больше, чем политические темы. При этом «Брюлик» сделан как бы с позиции силы – он уверен и музыкально внятен. Запись демонстрирует потенциал и серьезность, это еще одно свидетельство тогдашних нереализованных возможностей российской рок-музыки. Зрелость группы, и так одной из самых продвинутых в истории жанра в стране, тут достигает пика.
Из нюансов память зафиксировала неожиданные подпевки – краска, которой обычно Шумов не балует".
Портал KM.ru, 2013: "...гитары звучат фактурно, сочно и разнообразно, а диапазон аранжировок простирается от тяжелого блюза («Несмотря на тишину») до прозрачного латино («Растройственность»). Не брезгует Шумов и емкими импрессионистичными миниатюрами чуть ли не в стиле набиравшей тогда как раз обороты группы «Х.З.» («Личное» и «Это самое»).
Содержания, за которое всегда ратовал лидер «Центра», в этом альбоме хоть отбавляй. Тем не менее, те, кто зададутся целью определить тематику песен «Брюлика», запросто могут зайти в тупик. Песни выстроены так, что их смысл постоянно ускользает от слушателя, который при этом не устает восторгаться нетривиальными образами и витиеватыми фразами. Будто бы офисный клерк всерьез увлекся религиозными практиками и спешит поделиться тайнами мира, говоря о них канцелярским языком официальных деловых документов. В результате «получается вместо чая эфедрин», духовная сущность человека именуется «голографическим имиджем», а потусторонний водитель Володя обиженно исчезает, когда прагматичный герой пытается навести о нем хоть какие-то справки. Эдакая отчаянная и, естественно, безнадежная попытка предельно рационализировать мистику, метафизику и необъяснимое.
Ничего не добавит к осмыслению пластинки и ее обложка. На вкладыше кассетной версии 1995 года изображена неведомая зверюшка, согнувшаяся в неестественной позе на антикварном стуле. С обложки же CD просто взирают четверо из шести принявших участие в записи музыкантов.
Песни из «Брюлика» впервые увидели свет в своих полных версиях. Например, на кассете кода величественной баллады «Горизонтальные люди» внезапно обрывалась, а теперь звучит во всей своей красе".
Неудивительно, что концертах возобновившего во второй половине 2000-х концертную деятельность Центра звучали эти две, наиболее известные и уже упоминавшиеся песни.
Кроме них, автору на концерте в феврале 2010 удалось по одному раз услышать "Несмотря на тишину" и "Формула один".
Очень жаль, что после 1996, до концертного воплощения так и не дошла "Межгалактический воин". Зато обладатели редкого издания "Живая коллекция. Василий Шумов" могут насладиться записью замечательного концерта Василия Шумов с группой НТО-Рецепт, состоявшегося в марте 1998 в московском клубе "Не бей копытом". В его трек-листе есть песня "Растройственность".
После концерта Центра в ноябре 2019, посвященного 30-летию альбома "Сделано в Париже", на развороте "Брюлика" мне удалось взять автографы у Сергея Сабинина и Евгения Тихомирова.
Уже не первый раз я вижу этих музыкантов и друзей на концертах Центра в качестве гостей, но почему-то на сцену их не приглашают...
В преддверии 40-летия Центра в 2020 было объявлено о подготовке трибьюта этой группе.
Песня "Горизонтальные люди" давно полюбилась Найку Борзову. Ее исполнение с участием гостя я слышал на концерте еще в 2009.
Несмотря на тишину 1990-х: спад интереса к рок-музыке, неудовлетворительные условия для творчества у русскоязычных исполнителей, Центр записали альбом яркий, монументальный и знаковый.
...Вот уже на протяжении более 40 лет творчество Василия Шумова и группы Центр остается уделом весьма узкого круга почитателей.
Впрочем, все указывает на то, что такая ситуация не только устраивает Василий Шумова, но и является для него предпочтительной.
Любимый поэт Василия Герардовича, Игорь Северянин еще в 1907 написал стихотворение "Поэту", строчки которого могут служить лейтмотивом творчества этого незаурядного поэта, композитора, певца и продюсера:
"Лишь гении доступны для толпы!
Ho ведь не все же гении - поэты?!
Не изменяй намеченной тропы
И помни: кто, зачем и где ты
Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя - кстати ль!..
Пусть песнь твоя - мгновенья звук пустой
Поверь, найдется почитатель.
Пусть индивидума клеймит толпа
Она груба, дика, она - невежда
Не льсти же ей: лесть - счастье для раба
А у тебя - в цари надежда..."