Павильон "Космос и Машиностроение" на ВДНХ знакомил жителей и гостей Москвы с достижениями советской космической отрасли с 1967 года вплоть до 90-х. Потом был мутный период, когда внутри павильона торговали саженцами да семенами, но в 2018 году торгашей всё же выгнали, а своё законное место заняли космические экспонаты. Про космическую тематику павильона я расскажу чуть позже, а пока уделю внимание экспозиции "Авиация. Мечты о полете", открывшейся под сводами павильона в 2019 году.
Первый зал небольшой, здесь расположены несколько информационных экранов, рассказывающих о различных видах колебаний, которым подвержены летательные аппараты. Также имеется сенсорный дисплей, где управляя самолётом SSJ-100 можно узнать, что такое крен, тангаж и рысканье, также увидеть, для чего нужны элероны и прочие элементы механизации крыла.
А во втором зале посетителей встречает кабина лайнера МС-21. Кабина, разумеется, ненастоящая, это полноразмерный макет, но каких-то кардинальных отличий от кабины настоящего самолёта я не заметил (говорю как человек, побывавший внутри одного из прототипов МС-21).
Посидеть в пилотских креслах не дадут - проход к ним закрывает декоративный заборчик. Зато можно в деталях рассмотреть, как устроено рабочее место пилотов главной надежды российского авиапрома.
Под потолком зала висят масштабные модели главных достижений отечественной авиационной промышленности с начала 20 века. Тут тебе и Ан-2, и Ту-104, и Ил-62, и Ту-144 и много чего ещё. Есть даже экраноплан "Лунь". При этом странно, что есть, например, модель Бе-200, но нет Ту-154.
Большую часть зала занимают стенды с моделями меньшего масштаба, с краткой историей каждого самолёта. Позади расположились информационные щиты с устройством авиационных двигателей, но большого интереса они не представляют.
О первых шагах в вертолётостроении рассказывает отдельный стенд.
После кабины МС-21 всё внимание в зале приковывает к себе макет двигателя ПД-14, несколько отличающийся от того, что я видел на МАКС-2021. Этот макет явно относится к ранним версиям двигателя и оснащён шевронами - пилообразной задней кромкой двигателя (на серийной версии двигателя шевроны отсутствуют).
Следующий зал почти полностью занимает ещё один макет. Ка-62, пожалуй, самый многострадальный (наравне с Ми-38) представитель российского вертолётостроения. Разработка этого вертолёта началась в 1991 году, сертификат типа Ка-62 получил в 2021 году, а спустя год работы по сертификации вертолёта приостановили. Причина - огромное количество иностранных комплектующих (в том числе и двигатели), использовать которые после введения санкций стало невозможно.
Двери в кабину и пассажирский салон закрыты, но через окна можно посмотреть, как вертолёт устроен изнутри. Фотографировать через стекло не лучшая идея - отражения софитов дают очень неприятные блики на снимках.
В экспозиции есть ещё один зал, посвящённый воздухоплаванию, но во время моего визита он почему-то был закрыт. Так что я засунул туда нос через ленту-ограничитель, убедился, что внутри ничего интересного нет и спокойно удалился в "космическую" часть павильона.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"
Советский "Чинук": история единственного сохранившегося вертолёта Як-24
Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"
Что задумал МиГ: ударный БПЛА и два новых истребителя
Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей