Что внутри у Ту-144?

2,6K прочитали

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения. Рядовой посетитель может подняться на борт всего двух советских "суперсоников", первый из которых (СССР-77106), находится в центральном музее ВВС и доступен всего несколько раз в год в дни открытых дверей. Второй (СССР-77115) стоит на территории ЛИИ имени Громова и распахивает свои люки для посетителей раз в 2 года - на время проведения авиасалона МАКС. Именно в кабине этого самолёта мне и удалось побывать в 2021 году.

Начнём с рабочего места пилотов. В левой части приборной панели второго пилота хорошо заметна панель с индикаторами положения носа, переднего горизонтального оперения, шасси и защитной хвостовой пяты.

По центру штурвальной колонки находится пульт управления АБСУ с непривычным обилием кнопок.

Верхний ряд: Расположенные по углам пульта кнопки со значком штурвала использовались для перехода на ручное управление. Кнопки "Курс"
и "Глис" нужны были для автоматического захода на посадку в продольном и боковом каналах и активировались одновременным нажатием с одной из кнопок-"стрелок" из среднего ряда.

Средний ряд: кнопка "Маршрут", разделённая на две части, нажималась одновременно с одной из кнопок со стрелками. Нажатие левой кнопки-"стрелки" стабилизировало самолёт в боковом канале (по курсу), нажатие левой кнопки-"стрелки" - в продольном канале (по тангажу). При этом светилась одна из соответствующих кнопок (БОК или ПРОДОЛ).

Нижний ряд: кнопка ЗПУ вела самолёт по курсу, заданному на панели автопилота. Кнопка М/Тт сохраняла заданное число М, кнопка V сохраняла заданную скорость, а H - высоту. На одних Ту-144 две последние кнопки обозначались кириллическими буквами С и В, на других (как в нашем случае) получили латинские обозначения.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-2

Посредине приборной панели расположен прибор со сложным названием "проекционный индикатор навигационной обстановки" или сокращённо ПИНО. При помощи прибора лётчики могли просматривать маршрутные карты и карты аэродромов назначения, представленные в разных масштабах. По сути это это был аналог GPS тех времён, с той разницей, что положение самолёта на карте отображалось не с благодаря спутникам, а с помощью радионавигации. Сами карты при этом представляли микрофильм, проецируемый на экране диаметром в 20 сантиметров.

Перемещать карту можно было движением джойстика в правом нижнем углу.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-3

В правом верхнем углу находится РЛС "Гроза-144", предназначенная для обнаружения опасных погодных явлений.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-4

На центральном пьедестале между пилотами четыре рычага управления двигателями.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-5

А вот так выглядит рабочее место бортинженера в Ту-144. Как и на всех самолётах тех времён "бортач" в Ту-144 отвечал за работу огромного количества систем: гидравлики, управления кондиционированием и воздухозаборниками, электроснабжением, запуском ВСУ и многих других.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-6

Бортинженер также мог управлять двигателями - на его рабочем месте расположены 4 дублирующих РУДа. Слева от РУДов находятся 4 топливных крана, необходимых для запуска и выключения двигателей.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-7

Из кабины пилотов идём в во второй пассажирский салон. По пути заглядываем в туалет...

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-8

... и на кухню, расположенную в центральном тамбуре. Когда-то на этой полке стояли четыре кипятильника КУ-200-2с. Кстати, обратил внимание, что на всех музейных бортах эти кипятильники пропадают в первую очередь.

Здесь же находится аварийный выход. Обратите внимание на размер люка - он едва достаёт до груди взрослому человеку.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-10

Поскольку на регулярных рейсах борт 77115 никогда не эксплуатировался, его пассажирский салон выглядит "неканонично". Кресла здесь установлены по схеме по два в ряд, как у "Конкорда", тогда как по замыслу конструкторов второй салон Ту-144 компоновался креслами по схеме 3+2. В первом салоне допускалась установка кресел повышенной комфортности по схеме 2+1.

Разница давлений на высоте 16-17 километров колоссальная, поэтому иллюминаторы у Ту-144 очень маленькие. Поговаривают, что Туполев изначально вообще предлагал делать Ту-144 без иллюминаторов, но сказался психологический аспект - выяснилось, что летать в полностью замкнутой металлической трубе пассажирам было некомфортно.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-12

Багажные полки у Ту-144 были откидными и не то чтобы очень вместительными. Впрочем, сомневаюсь, что у пассажиров в те годы была привычка тащить на борт огромные баулы.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-13

В салоне на одном из аварийных люков установлен дополнительный клапан сброса давления. Использовался во время отработки резкого снижения для подстраховки основной системы автоматического регулирования давления.

Несмотря на всю значимость проекта Ту-144 для отечественного авиастроения, на территории России нет ни одного самолёта этой модели, открытого для постоянного посещения.-14

Нам этом всё. Наверное, можно было отснять Ту-144 изнутри более подробно, но, увы, время нахождения на борту было ограничено из-за огромной очереди желающих посетить этот легендарный самолёт.

***

Больше материалов можно найти в моём канале, а мои фотографии 📷 (на разные тематики) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA

Бе-200ЧС: от кабины пилотов до туалета

Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

Судьба самолёта: история Ту-144 СССР-77107

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144