С 1 сентября 2023 года каждый рекламный креатив, рекламный текст и даже кружок в Телеграм нужно маркировать, иначе штрафы:
- для физлиц – от 10 до 30 тыс. рублей;
- должностных лиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
- юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.
Что считается рекламой?
Информация, которая направлена на привлечение внимания к товару или услуге, продвижение на рынке и формирование или поддержание интереса, а также адресована неопределенному кругу лиц.
Что не считается рекламой?
— Информация на сайте или в соц.сети производителя/продавца товаров, если сведения предназначены для информирования о:
- товарах или услугах компании
- условиях их приобретения
- ценах и скидках
- правилах пользования
- хоз.деятельности компании
- акциях и мероприятиях.
Что значит “промаркировать рекламу”?
Промаркировать рекламу – значит получить для каждого креатива токен, а на само объявление добавить пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе. Токен – это идентификационный код, который выдаёт оператор рекламных данных.
Что входит в маркировку рекламы?
— пометка “реклама”
— информация о рекламодателе (ИНН), сайт
— токен
Правильная маркировка должна выглядеть так:
Реклама ООО/ИП “____” ИНН: ______ erid: ______
Где нужно маркировать рекламу?
Во всех рекламных сервисах (VK, Яндекс, Telegram и другие), которые работают на территории Российской Федерации. Любая реклама в Instagram* (продукт компании Meta, официально запрещённый на территории РФ) запрещена, и её маркировка, соответственно, тоже.
Кто отвечает за маркировку рекламы?
Регистрацию рекламы и последующую отчётность по ней может взять на себя любой участник цепочки: рекламодатель, рекламное агентство или рекламораспространитель.
Последовательность маркировки рекламы:
В первую очередь необходимо заключить договор с одним из операторов рекламных данных.
Чтобы получить токен, нужно отправить оператору рекламных данных:
– рекламный креатив в том виде, в котором он будет размещён (текст / видео / изображение)
– сроки рекламного размещения (дата начала – дата окончания)
– данные об изначальном и доходном договоре
– тип рекламной кампании
– форму распространения рекламы
– целевую ссылку
Оператор рекламных данных зарегистрирует объявление в ЕРИР и выдаст токен. Его присвоят мгновенно, но креатив в течение некоторого времени ещё будет проходить регистрацию.
Далее вы размещаете рекламу с токеном (ВАЖНО: токен должен быть копируемым) и в течение всего срока размещения ежемесячно отчитываетесь по ней в ОРД.
Обратите внимание, что отчётный месяц равен календарному. Если размещение креатива захватывает два календарных месяца, то необходимо создать два акта по данному креативу за каждый календарный месяц.
Нужно ли маркировать нативную рекламу?
Нативные посты с фото и отметкой аккаунта без призывов и открытой рекламы можно не маркировать, но остаются риски, поэтому надо быть готовым к лингвистической экспертизе в спорных случаях.
Однако партнерские розыгрыши, кросс-промо и бартерная реклама считаются нативной рекламной и должны маркироваться.
Нужно ли маркировать рекламу своих услуг на своей странице?
Нет, факт ведения вашей деятельности на своей странице не считается рекламой.
Однако прямая реклама своих продуктов/услуг считается саморекламой. Она маркируется по всем правилам.
Примеры саморекламы:
– анонсы собственных мероприятий (в том числе опубликованные в СМИ на условиях инфопартнерства);
– информация о подписке на свои издания с описанием вариантов её оформления;
– гиперссылки на сайтах, ведущие на ресурсы собственных продуктов и других сетевых изданий одного и того же учредителя.
Кто несёт ответственность за непромаркированную рекламу?
Неважно, сотрудничаете ли вы по бартеру или на коммерческой основе – непромаркированная реклама в любом случае может быть выявлена государственными органами. За нарушение правил маркировки можно получить штраф до 700 тысяч рублей.
Штраф за отсутствие маркировки изначально может прийти к рекламодателю, который, в свою очередь, может оплаченный штраф взыскать с рекламного агентства. Однако прецедентов таких случаев в судебной практике нет, поэтому, чтобы избежать спорных ситуаций, рекомендуем прописывать в договоре, кто несёт ответственность за маркировку.
Как маркировать рекламу:
• Для форматов, содержащих текст (например, статьи) рекомендуется добавлять идентификатор в начале текста рекламного объявления в формате erid: XXX.
• Для форматов в виде изображений рекомендуется размещать идентификатор поверх изображения текстом в формате erid: XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
• Для форматов в виде видео рекомендуется размещать идентификатор в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате erid: XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
• Для живых трансляций видео, содержащих множественные рекламные интеграции (нативная реклама) рекомендуется в видеозаписи после окончания трансляции размещать идентификаторы в начале и (или) поверх видеоролика одним общим текстом в несколько строк в формате erid: XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
• Для кружка в Telegram рекомендуется размещать идентификатор текстом в формате “erid: XXX” и в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок видео чтобы сохранить связность сообщений. Автоматизированное решение будет, когда Telegram интегрируется с одним из ОРД.
• Для сториз, содержащих рекламные интеграции (нативная реклама), идентификатор рекомендуется размещать в виде текста поверх видео в начале ролика в формате “erid: XXX”. То же следует делать с изображениями.
• Подкаст. Идентификаторы стоит ставить одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате “erid: XXX”.
• Аудиореклама. Идентификатор размещается в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки в формате “erid: XXX”.
Если участник рынка использует формат, который не подходит ни под один тип формата, описанного выше, то нужно обратиться в ОРД или Роскомнадзор за рекомендациями по такому формату.
Текст и рекомендации подготовлены компанией mygribs.
Больше полезной информации о продвижении в Телеграм-канале "Маркетинг на понятном"