Эта история тянется уже несколько месяцев, но лишь теперь в ней наметились положительные подвижки. Кирилл М. (имя изменено. – FederalCity), 1980 года рождения, успешно прошел курс лечения в стационаре Центра СПИД. Однако его жена привезла копию судебного решения о лишении мужа дееспособности. Она сообщила, что полномочия по опеке над ним возложены на администрацию МО Оккервиль, и удалилась.
С тех пор и она, и остальные домочадцы Кирилла – совершеннолетний пасынок, которого он воспитывал с шести лет, а также теща, перестали отвечать на звонки и его, и администрации центра. Что касается главы администрации МО Оккервиль, он настаивал на устройстве Кирилла в психоневрологический интернат (ПНИ). Однако психиатр-нарколог центра не усмотрел для того оснований.
Центр СПИД в СПб. Источник: Яндекс
Главврач центра Татьяна Виноградова обратилась в офис петербургского омбудсмена Светланы Агапитовой. Та пообщалась с Кириллом, его врачами, соцработниками и юристами больницы, и убедилась, что пациент адекватен, ориентирован в пространстве и времени, полностью себя обслуживает.
До госпитализации он дважды по настоянию жены лежал в психбольницах, был поставлен на учет в ПНД. По словам жены, это было якобы нужно для оформления пенсии по инвалидности. Однако ничего этого он не получил, но лишился почти всего – у него остались лишь паспорт и СНИЛС.
Совещание С. Агапитовой (крайняя справа) с сотрудниками Центра СПИД по проблеме Кирилла М. Источник: upchspb.ru
Врачи же рассказали омбудсвумен, что Кирилл был госпитализирован в тяжелом состоянии – из-за длительного неполучения антиретровирусной терапии у него возникли серьезные осложнения. После лечения состояние его здоровья, в том числе психического, значительно улучшилось.
Омбудсвумен оказала содействие в оформлении Кириллу инвалидности по основному заболеванию и определении так называемой «нуждаемости в соцобслуживании в стационарной форме». Для него был определен и новый попечитель – один из ПНИ города. А вот отдел опеки МО Оккервиль в отношении своего подопечного бездействовал, его представитель отсутствовал даже на суде по лишению Кирилла дееспособности. И вообще тот получил этот статус, не подозревая об этом, еще до госпитализации. Назначенный судом опекун даже был не в курсе, где находится подопечный, пока из центра не попросили его забрать.
Читайте также: В Петербурге разворачивается скандал в связи со смертью воспитанников психоневрологического интерната
По этому поводу Агапитова обратилась в прокуратуру Невского района, которая выявила нарушения федерального законодательства, выразившиеся в «оставлении подопечного без надлежащей опеки». Это несколько «взбодрило» отдел опеки МО, и он подключился к решению многочисленных проблем Кирилла. В частности, там получили официальную информацию о его недвижимости. Как выяснилось, усилиями жены Кирилл утратил жилье, доставшееся ему по наследству от бабушки. Реально ли оспорить совершенную сделку, разбираются теперь юристы его нового опекуна – ПНИ.
- Дальше нужно будет еще заниматься восстановлением дееспособности Кирилла, - рассказывает Светлана Агапитова. – До счастливой развязки еще далеко, но пик конфликта, полагаю, пройден… Хорошо, что в Центре СПИД проявили гуманизм и принципиальность. Но, боюсь, что позиция руководства центра – скорее исключение, чем правило.
С. Агапитова (крайняя слева), сотрудники Центра СПИД и Кирилл М. (в центре). Источник: upchspb.ru
По словам омбудсвумен, она запросила во всех государственных психбольницах Петербурга информацию о пациентах, ждущих перевода в ПНИ. И таких в общей сложности оказалось не менее 130-ти.
- Возможно, большинство из этих пациентов действительно нуждаются в психиатрической помощи в стационарных условиях, - говорит Агапитова. – А те, кого просто некуда устроить?.. Буду инициировать по этому поводу совещание с руководством Комитета по здравоохранению. Получается, помогая Кириллу, мы с Центром СПИД вскрыли системную проблему. Теперь будем стараться помочь ее решить…