Я работаю в школе много лет. С каждым выпуском замечаю, что проблем с грамотностью у детей становится все больше.
В этом посте выскажу свое мнение, почему так происходит.
Замечаю, что родители меньше разговаривают со своими маленькими детьми, ведь взрослые редко отрываются от телефонов, да и проще посадить ребенка к телевизору или планшету, чем заниматься с ним. Время, которое дано до школы, чтобы развивать устную речь, упущено. В школе начинаем изучать письменную речь, а если у ребенка и устная не развита, сможет он освоить письменную?
В детских садах уже с пяти-шести лет учат деток читать-писать, даже делать звуко-буквенный анализ слов. Вместо этого надо развивать умение правильно говорить: отвечать на вопросы о прогулке, составлять высказывания по картинкам, прослушанным сказкам; рассуждать о времени года. Еще важно до школы тренировать внимание. Ведь современные первоклассники не могут сосредоточиться даже на 5 минут! Не менее важно тренировать память: не только учить стишки при подготовке к праздникам, но и практиковать небольшие пересказы известных текстов.
Везде пишут, что современные дети перегружены школьными домашними заданиями, кружками и секциями. Я бы еще добавила, что много соблазнов вокруг: бесконечные развлекательные «видосы» в Ютубе и Тик-токе намного интереснее, чем книги. До которых еще нужно дорасти!
Я спрашивала у своих учеников: «Кому дома вслух читают взрослые»?
С каждым годом таких семей становится все меньше, к сожалению.
И напрасно! Чтение вслух – бесценно! Это расширение общего кругозора и словарного запаса, это эмоциональное развитие и развитие памяти и т.п.
Ребенок с бедным словарным запасом не может подобрать проверочное слово, да и вообще нередко не понимает смысла слов. Как же он будет писать грамотно?