Лев Троцкий - пламенный оратор, архитектор Октябрьской революции, человек, обеспечивший победу Красной армии в гражданской войне, когда-то тоже был простым ребенком, как и мы все. Едва ли кто-то думал, во что превратится этот маленький и милый кудрявый мальчик, когда в Российской империи грянет гром (конечно, не без его активного участия).
Один небезызвестный австрийский психотерапевт полагал, что основные ценностные установки, паттерны поведения и реакции на внешние раздражители формируются у человека еще в детстве, сопровождая его на протяжении всей жизни. В этом ключе было бы неплохо рассмотреть детство одного из самых известных революционеров XX века и понять, под действием каких факторов сформирована его личность, поговорить о его родителях и раннем окружении. Быть может, это позволит нам по-новому взглянуть на эффектного Троцкого и, в определенной мере, переосмыслить его жизненный путь.
Не секрет, что Лев Троцкий при рождении имел другую фамилию - Лев Бронштейн. Он родился 26 октября (знакомая дата?) 1879 года в селе Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии. Он воспитывался в полной семье, отец Троцкого, Давид Леонтьевич Бронштейн, относился к мелкой буржуазии.
Моё детство не было детством голода и холода. Ко времени моего рождения родительская семья уже знала достаток. Но это был суровый достаток людей, поднимающихся из нужды вверх и не желающих останавливаться на полдороги. Все мускулы были напряжены, все помыслы направлены на труд и накопление
Лев Троцкий «Моя жизнь»
Да, хлеб всегда был на столе. У Бронштейнов даже имелась кухарка, но чрезмерное желание отца превозмочь все обстоятельства и подняться над собственным положением, выражалось в нехватке времени на собственных детей. Дело было не только в желании, надо серьезно постараться, чтобы прокормить столько ртов (Лев Троцкий был пятым ребенком в семье), да еще
и копеечку отложить. Так что, острая потребность в нормальной жизни разрывала главу семейства.
Когда дети были еще малы, отец в обращении с ними был мягче и ровнее. Мать часто раздражалась, иногда без основания, просто срывая на детях усталость или хозяйственную неудачу. Но с годами отец становился жестче. Причиной были трудности жизни, хлопоты, которые росли вместе с ростом дела, особенно в условиях аграрного кризиса 80-х годов, и разочарования, принесенные детьми.
Лев Троцкий «Моя жизнь»
Если с отцом было все понятно, то про мать Троцкого почти ничего неизвестно, Аннета Лейбовна Бронштейн принадлежала к семье преуспевающих дельцов Животовских, занимавшихся предпринимательством в Чите и Одессе. В будущем, два брата Льва Давидовича устроятся к своим дядькам на прикормленные места и встанут во главе мануфактур. Но самый главный
мануфактурщик пока что учился мыслить самостоятельно и общаться с представителями различный сословий.
Вообще, анализируя детство Троцкого, можно делать далекоидущие выводы (делать это тем проще, чем больше известно о дальнейшем пути субъекта). Большая семья, пусть и относительно зажиточная, отсутствующие отношения с родителями, непонятные взаимоотношения с братьями, сестрами и жизнь в небольшой деревушке... Смею предположить, что с самого детства Троцкий привык рассчитывать только на себя и видеть единственный источник общения в людях, стоящих ниже его по социальной лестнице.
Дефицит внимания со стороны родителей и семьи, вполне возможно, посредством компенсации, переродился в экспрессию, приправленную эпатажем. Троцкий всегда желал быть в центре внимания и не хотел делить трибуну ни с кем. Как знать, быть может в самые ответственные моменты революционных событий, в пылком ораторе, подбивающим толпы людей на великие и ужасные свершения, сидел тот самый маленький Лева Бронштейн, алчущий получить любовь, значимость и популярность.
Если верить автобиографии (а верить можно, но только наполовину), маленький Троцкий испытывал неподдельный интерес к общению с мужиками, работавшими на его отца. Юный Лева любил наблюдать за общением работяг, он слушал их истории, и, наверное, в какой-то степени, испытывал к ним уважение и детскую привязанность. Рабочие были на порядок проще его
родителей, как по общению, так и по взглядам на жизнь. Они не сдерживались в выражениях, они жили здесь и сейчас. Как выяснится позже, Троцкий был очень чувствительным романтичным человеком и этот незамысловатый, но четкий и понятный народный образ отпечатался в его сознании, приобретая все больше ярких красок с каждым годом его взросления.
В мастерской, в людской кухне, на задворках жизнь раскрывалась передо мною шире и по-иному, чем в семье. Присутствия моего никто не стеснялся, когда я был поменьше. Языки развязывались свободно. При свете кузнечного горна или кухонного очага родители, родственники, соседи представали передо мною нередко совсем в новом освещении. Многое из тех бесед вошло в сознание навсегда. Многое, может быть, легло в основу моего отношения к современному обществу.
Лев Троцкий «Моя жизнь»
Как известно, первым серьезным политическим увлечением Троцкого в молодые годы стало народничество, которое предполагает становление социализма через самоорганизацию коммун в небольших деревеньках, наподобие Яновки. Возможно, простота быта, внутренняя упорядоченность и однозначность деревенской жизни легли в фундамент раннего мировоззрения Льва Троцкого. В любом случае, народничество со временем перерастет у Троцкого в марксизм, а простые мужики из народа через пару десятков лет будут им восприниматься как хворост для пожара мировой революции.
Все великие мира сего когда-то были детьми, а их дальнейший путь частично предопределялся их окружением, воспитанием и ареалом обитания. С детством Троцкого мы разобрались, но у меня для вас небольшой сюрприз, прямо сейчас вы можете почитать про детство непримиримого противника Троцкого, Иосифа Сталина, на канале моего друга: «История и культура Евразии». Мы решили сделать совместный цикл статей про двух исторических персонажей, вступивших в смертельную борьбу! Приятного чтения, дорогие мои!
Следующая серия: