Найти в Дзене
Немного Историк

Первая школа Льва Троцкого, подготовка к экзаменам, буллинг и конфликт с отцом из-за очков

Беззаботное детство Лейбы Бронштейна в небольшой деревушке Яновке подходило к концу. В 1887 году родители начали задумываться о том, куда пристроить любознательного мальчика, да так, чтобы он не испытывал проблем с социализацией.

Лев Троцкий в детстве. Воспитанный и послушный мальчик без тени ревизионизма в глазах.
Лев Троцкий в детстве. Воспитанный и послушный мальчик без тени ревизионизма в глазах.

Деревенское детство неизбежно накладывает свой отпечаток на подростков, вне зависимости от их социального статуса. Удивительно, но будущий пламенный оратор и революционный теоретик, посвятивший не одну тысячу печтных страниц формированию идеи перманентной революции, в детстве почти не говорил на русском языке. Ну...как не говорил...Троцкий выражался на суржике (помесь русского и украинского языков), такой речевой модуль считался моветоном в любом приличном обществе. Еще одним специфическим фактором, который мог стать помехой к социализации, было его происхождение. Думаю, мне не нужно объяснять вам, к какой этнической группе относится фамилия Бронштейн. Иронично, что Лейба не знал идиша от слова совсем. Не принято было у него в семье говорить на этом языке, поэтому про возможную социализацию посредством диаспарности тоже думать не приходилось. Помимо этого, Троцкий хоть и был любознательным ребенком, но его детство не проходило в постоянных занятиях с учителями и репетиторами, поэтому до конца понять потенциал ребенка никто не мог, впрочем, как и оценить его способности к обучению.

Значительную роль в выборе учебного заведения для Лейбы сыграл племянник его матери, Моисей Филиппович Шпенцер, живший в Одессе и приезжавший в теплую пору погостить к родственникам. Для впечатлительного и неокрепшего разума мальчика этот мужчина стал проводником в мир образования. Они быстро сошлись, и Моисей, восхищаясь любознательностью Лейбы, принялся заниматься с ним арифметикой и русским языком. Такие факультативы позволили юному Бронштейну структурировать разрозненные правила русского языка и частично избавиться от суржика. Математика же, в будущем, станет одной из любимых дисциплин революционера. Регистрируя в Лейбе высокий потенциал к обучению, Моисей Филиппович порекомендовал отправить мальчика в Одессу для обучения в гимназию. В городе довольно сильно развита диаспорность, да и не так далеко от Яновки. Эта идея была привлекательна еще и потому, что в Одессе проживал сам Шпенцер, который таки был готов принять молодого воспитанника с распростертыми объятиями.

Собственно, мать Троцкого на фото. К сожалению, фотокарточки Шпенцера у нас нет, поэтому, чем богаты...
Собственно, мать Троцкого на фото. К сожалению, фотокарточки Шпенцера у нас нет, поэтому, чем богаты...

Проведя лето 1887 года у Моисея Филипповича за подготовкой к поступлению, Лейба сдает экзамены в училище Святого Павла, надо сказать, довольно посредственно. Большинство экзаменов он сдал на "удовлетворительно" и его решили поместить в подготовительный класс, после которого он должен был перейти в первый только при условии успешного освоения необходимых дисциплин, привычных для городского мелкобуржуазного первоклассника.

Стоит ли говорить, что Троцкий был в восторге от смены обстановки, ему все было интересно, он желал постичь все, что пропустил в предыдущие годы жизни.

Я узнавал, что десятки слов, которые в деревне казались непререкаемыми, суть не русские слова, а испорченные украинские. Каждый день предо мною открывалась частица более культурной среды, чем та, в которой я провел первые девять лет своей жизни.
Лев Троцкий "Моя жизнь"

Помимо получения новых знаний, Троцкий находился под впечатлением от школьной дисциплины, распорядка дня и унифицированной формы (а это уже звоночек). Правда, со школьной формой возникали проблемы, так как у первоклашек и подготовительных она отличалась, из-за чего Троцкий периодически подвергался буллингу. Будущий революционер быстро находил общий язык с учителями, а вот со сверстниками как-то не клеилось. Лейба был далек от обычных детских радостей, предпочитая гранит науки уличным забавам.

Интенсивное образование вскоре дало знать о себе, Троцкий без особого труда становится первоклассником. Скорее всего, эта маленькая победа стала знаковой для него и он, вместо того, чтобы сбавить темп и расслабиться, удваивает свои усилия. По итогу, Лейба дочитался "до ручки" и во втором классе становится близоруким. Но какая бы это была скучная и штатная ситуация, если бы не очередной эпизод борьбы маленького революционера против системы. Отец Троцкого с презрением относился к людям в очках, считая, что зрение у всех одинаковое, а "очкарики" просто много воображают о себе. Лейбе не удалось переубедить отца, но он все равно носит очки, приезжая в Яновку, как знак протеста, пусть и тайком.

Вообще, летний отдых у родителей магическим образом влиял на Троцкого. Он преображался, становился смелее и примерял на себя роль задиры, наглеца и хулигана, в отличие от города, где он привык быть скромным мальчиком, читающим книги. Этот дуализм рано или поздно должен был сойти на "нет", вскоре Троцкий научится открыто вести себя и в городе, но для этого ему нужен был специфический триггер, который подарит уверенность в себе. Этим триггером стали политические труды и соответствующее окружение.

А вот этого красивого мальчика знаете? О нем тоже есть что почитать!
А вот этого красивого мальчика знаете? О нем тоже есть что почитать!

Тем временем, на юге Российской империи, будущий заклятый враг Троцкого, Иосиф Сталин, делает свои первые шаги на пути к получению образования. У Льва Давыдовича, успехов, конечно побольше, но у Сталина свой путь, который тоже заслуживает вашего внимания! Рекомендую почитать про учебу Иосифа Виссарионовича на канале моего друга "История и культура Евразии", мы публикуем параллельный цикл статей про непримиримых врагов, Троцкого и Сталина.

Следующая серия:

Самая первая серия: