Тренировки по преодолению подъемов
Всего несколько слов: бег по холмам! Лучше всего, если эта работа будет соответствовать трассе будущей гонки. Не всякая работа одинакова — если в середине гонки вас ждет подъем длиной километров восемь, а на тренировках вы делали подъемы лишь в течение 5–10 минут, то этого может оказаться недостаточно. Найдите место, где сможете практиковать подходящий подъем. Да, это означает, что конкретная пробежка может быть целиком сфокусирована на одном подъеме. Это не так приятно, как обычная легкая тренировка, зато очень поможет вам во время гонки.
Если вы фокусируетесь на подъемах — берегите силы на спусках (и наоборот). Мой друг, который тренируется на холмах на лыжном курорте, забегает на склон, спускается на лифте, снова бежит вверх и повторяет этот цикл несколько раз. Фокус такой тренировки — только на подъемах, и поэтому он максимально экономит силы на спуске.
Если вы живете на равнине, а во время гонки вас ждут несколько продолжительных подъемов, вам придется готовиться на тредмиле (беговой дорожке). Мало кому нравится эта идея, но тренировки на тредмиле могут быть очень продуктивными. Дорожка позволит вам подготовить необходимые группы мышц почти так же, как это сделал бы бег по естественной поверхности. Другие возможности — лестницы, стадионы, мосты.
Технические рекомендации для преодоления подъемов.
Положение тела. Держите спину прямо, а взгляд направляйте на 4,5 метра вперед. Держите голову высоко, даже если вам приходится нагибаться вперед на крутых подъемах так, что вы кладете руки на колени. Такое положение головы и спины обеспечит вам свободное дыхание.
Бедра и ягодицы. Двигайте бедра вперед так, будто кто-то тянет вас за веревку, привязанную к вашему ремню. Это позволит лучше дышать и заставит работать ягодичные мышцы.
Руки. Не забывайте про движения рук! Силовая подготовка, в ходе которой вы мощно размахиваете руками с большой амплитудой, очень помогает при подъемах.
Приземление. Вы сможете подниматься более мощно, если будете приземляться на всю стопу. Для скоростного подъема лучше опускаться на переднюю или среднюю часть стопы.
Расслабляйтесь.
Спуски
Спуск может быть очень приятной частью забега, для многих бегунов это любимая часть. На крутом спуске можно сэкономить много времени, особенно если вы разгоняетесь изо всех сил. Для меня быстрый спуск — невероятное ощущение, сродни танцу. Я чувствую себя живее всего именно на спусках. Но для бега вниз нужна практика, так как он более требователен к технике, чем бег вверх.
Главное, что нужно сделать, — и, возможно, самое сложное — это позволить притяжению делать почти всю (а иногда всю) работу за вас. Это легче сказать, чем осуществить, потому что вам придется обуздать два присущих всем нам страха — боязнь падения и боязнь большой скорости. Уверенность при быстром спуске обретается только в результате практики. Но этот навык стоит времени, которое вы посвятите его отработке.
Совет эксперта.
Поешьте на верхней точке подъема. Вам понадобится энергия для долгого спуска.
Тренировка бега по спускам
Бегуны часто отклоняются назад и начинают притормаживать на спусках, заставляя свое тело производить большую работу. Ключ к успеху в том, чтобы расслабляться. Как и при подъеме, устремите свой взгляд вперед на 4,5–9 метров, и даже дальше, когда почувствуете себя более уверенно. Момент, когда вы начинаете замедляться, — это, как правило, тот момент, когда вы стали смотреть себе под ноги. Вы не видите ничего впереди и из-за этого инстинктивно замедляетесь. Чтобы избегать этого, смотрите перед собой и старайтесь перенести свой вес немного вперед, чтобы двигаться за счет гравитации.
Совет эксперта.
Практикуйте короткие спринты на спусках. Выберите крутой спуск, бегите вниз в течение двух минут на полной скорости, затем восстановитесь. Повторите несколько раз.
В ультрамарафоне для быстрого спуска нужно найти подходящую траекторию среди камней и неровной поверхности. Вы смотрите, где вы находитесь, настраивая свое тело как гироскоп, меняющий центр тяжести при каждом шаге.
Когда я бегу вниз, я постоянно прикидываю, куда лучше поставить ногу. Я гадаю, сдвинется ли камень, если я на него наступлю, и безопасна ли ровная площадка. Иногда приходится искать плоское пространство между камней. Если двигаться очень быстро, то камни не будут смещаться под вашими ногами, — это происходит только тогда, когда вы замедляетесь и начинаете приземляться с силой при каждом шаге.
Если вы двигаетесь правильно — приземляетесь на середину стопы и сохраняете баланс, — то ваш центр тяжести находится немного впереди. Если же вы притормаживаете, нарушая баланс, то растет вероятность завала назад и падения. К тому же вы больше напрягаете четырехглавые мышцы бедер и поясницу, и они устанут гораздо быстрее. Не пытайтесь бороться с гравитацией, пусть она работает на вас.
Бег вниз по холмам — одна из важнейших составляющих трейлового бега. Не позволяйте страху или неопытности снижать ваши результаты.
Технические рекомендации для преодоления спусков
- Приземление на среднюю или переднюю часть стопы идеально для частого каденса и быстрой смены ног. Вы можете снизить темп, делая более частые шаги. Больший контакт с поверхностью позволяет вам легко контролировать скорость при беге вниз.
- Приземление на всю стопу означает большую площадь соприкосновения с поверхностью. Это замедляет вас, но может быть полезно, если вы чувствуете усталость или если поверхность очень неоднородная. Вы всегда можете перейти на приземление на всю стопу и замедлиться, и это обнадеживает. Попрактикуйте такую манеру спуска, чтобы чувствовать себя увереннее.
- Если поверхность каменистая и сложная, попробуйте поворачивать стопу наружу. Такой шаг увеличивает стабильность и может предотвратить травмы голеностопа.
- Контролируйте дыхание и оставайтесь расслабленным. На некоторых особо «несговорчивых» участках я часто напрягаюсь и забываю глубоко дышать. Это приводит к недостатку кислорода в мозге и — как следствие — к провалу в гонке.
- Если ваши глаза слезятся от ветра или высокой скорости (особенно на высоте), надевайте солнцезащитный головной убор и/или очки.
- Расставляйте руки широко и отводите их немного в стороны (представьте, что это крылья самолета). Это позволит вам лучше чувствовать ритм и держать баланс, когда вас будет бросать из стороны в сторону из-за неровностей дороги.
- Смотрите туда, куда направляетесь. Ваше тело последует за взглядом.
источник информации:
Хэл Кёрнер
Р У К О В О Д С Т В О УЛЬТРАМАРАФОНЦА