Характеристика _______________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Посещает учреждение__________________________________________________________
Общие представления ребенка об окружающем мире________________________________
_______________________________________________________________________________
Объем словаря__________________________________________________________________
Уровень сформированности грамматической компетенции:____________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Понимание и продуцирование/репродуцирование текста повествовательного
характера( рассказ/ пересказ)________________________________________________________
Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции_______________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата__________________________________________________
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Двигательное развитие________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________Особенности речевого поведения________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Заключение: направлен(а) на ПМПК для установки диагноза
Дата:
Подпись:
ФОРМУЛИРОВКИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ ОНР И ФФН
Составитель: логопед
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
ЗУБЫ
ГУБЫ
ЯЗЫК
Подъяз. связка. НЁБО
Подвижность
Неправильное
Толстые, тонкие.
Макро (микро -) глоссия,
Толстая, укороченная,
Подвижность: достаточная, недостаточная.
развитие и
Расщелина или
Раздвоенный, узкий.
спайка с тканями
Гипертонус языка: напряженность, резкое
расположение
послеоперационные
Нарушение мышечного
подъязычной области.
выдвижение кончика языка, подергивание
зубов:
рубцы.
тонуса: спастичность,
(Гипер -) саливация:
при выполнении произвольных движений.
гипердонтия,
Нарушение
гипотония, дистония,
постоянная,
Гипотонус: малый объем движений,
диастема,
мышечного
гиперкинез, тремор,
повышенная,
истощаемость. Объем артикуляционных
нарушение
тонуса губ:
девиация (в какую
усиливающаяся при
движений: строго ограничен, неполный,
зубного ряда.
спастичность,
сторону?), цианоз,
опред. условиях.
снижение амплитуды, в полном объеме.
Прикус:
гипотония, дистония.
географичесский язык,
Нёбо твёрдое:
Умение удержать арт. позу, способность к
передний
Малоподвижные,
гипертрофия корня языка.
готическое, низкое,
переключению (достаточная -недостаточная).
открытый,
Подвижные,
Язык правильно
широкое, плоское,
Оральная синкенезия. Язык не выводится из
боковой
отвисание одного
стабилизирован, оттянут
куполообразное.
полости рта. Произвольное высовывание
открытый,
(какого?) угла рта.
кзади, лежит на дне
Наличие расщелины
языка. Верхний подъем затруднён, не осущ.
прогнатия,
Расщепление верхней
полости рта, при фонации в
(вид), отклонение увулы.
Боковые отведения. Пощелкивания.
прогения.
губы,
межзубном положениии.
Мягкое нёбо: короткое,
Круговые движения языка.
послеоперационные
длинное, подвижное,
рубцы.
малоподвижное,
расщелина
Особенность понимания речи:
ОНР 1
ОНР 2
ОНР 3
ФФН
Не понимает обращенную речь. Не выполняет простые речевые инструкции.
Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции после повторения.
Выполняет простые речевые инструкции.
Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
Доступен простой сюжет.
Выполняет сложные речевые инструкции.
Развито в полном объеме.
Составитель: логопед
Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.
ОНР 1
ОНР 2
ОНР 3
ФФН
Полное отсутствие звуковых и словесных форм, средств общения. Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, использование парадигматических средств общения (мимика, жесты).
Нарушение звукопроизношения (искажения):
Усредненность гласных.
Недостаток произношения свистящих, шипящих, соноров, губных, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твердых согласных, звонких согласных.
Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки общая смазанность речи.
Нарушение дифференциации звуков: пропуски, замены, недифференцированное произношение, смешения.
Слоговая структура слова нарушена:
парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов ), итерации (повторение звуков, слогов ), контаминации (слияние слов),
персеверации(отсроченное повторение). Перестановки звуков, слогов.
Фонетический строй речи сформирован достаточно в пределах возрастной нормы.
Нарушение произношения 2-3 фонем.
Слоговая – не нарушена.
Словарный запас
ОНР 1
ОНР 2
ОНР 3
ФФН
Минимум в пассиве или отсутствует в активе.
Лексикон беден, ситуативен. Резко ограничен. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные (снижен объем атрибутивного и предикативного словаря), предлоги употребляет редко. Не понимает простой
смысловой сюжет. Не понимает лексико-грамматические конструкции.
Лексикон недостаточно развит. Ниже возрастной нормы. В пределах обихода.
Снижен объем атрибутивного и предикативного словаря.
Понимает простой смысловой сюжет при помощи объяснения. Понимает лексико- грамматические конструкции при помощи объяснения.
Названия предметов и предметных картинок знает не все.
Преобладает пассивный словарь.
Развит в полном объеме, достаточный.
Понимает сложный смысловой сюжет. Понимает лексико- грамматические конструкции.
ФОРМУЛИРОВКИ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ ОНР И ФФН
Составитель: логопед Чеботарева Т.Г.
Грамматический строй, фразовая речь
ОНР 1
ОНР 2
ОНР 3
ФФН
Несформирова
Грубые аграмматизмы.
Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в
Развит
нность
Пользуется простой
падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, в
достаточно, без
лексико-
однословной фразой.
согласовании различных частей речи и управлении, в словообразовании и
особых
грамматическо
Фраза структурно-
словоизменении).
нарушений.
го строя речи
нарушенная с
Аграмматизмы в падежных конструкциях в образовании форм Род. п. мн.ч.
вычленением отдельных
Недостаточно сформировано употребление в речи предлогов по отношению к
слов с пропусками
предмету (или действию)
предлогов. Употребление
Синтаксические конструкции фраз бедные. Пользуется простой
падежных конструкций не
(нераспространенной “я иду” или распространенной “я иду домой”) фразой, с
сформированы.
частым пропуском предлогов.
Связная речь
ОНР 1
ОНР 2
ОНР 3
ФФН
Отсутствует. Отмечается системное недоразвитие всех сторон и функций речи
Не сформирована.
Анализ ситуации по картинке не производит.
Ответы по сюжету однословные, фразы бедные, по наводящим вопросам.
Коммуникативная функция речи не развита
Связность высказывания отсутствует. Последовательность логически выстроенной ситуации не сформирована. Анализ ситуации по картинке производит с помощью.
Развита в пределах возрастной нормы.
Графо-моторные навыки: Ведущая рука. (Не-) cформированность графо-моторных навыков. Развитие функции рук: отсутствует хватание, хватание есть, но манипулировать не может, моторика ограничена, гиперкинезы пальцев рук, тремор
Пример написания логопедической характеристики на ребёнка, обучающегося на школьном логопедическом пункте для ТПМПК
Дата рождения:
Саша И. посещает логопедические занятия в МОБУ СОШ № с 15.09. г. (идёт второй год обучения).
Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи II уровня.
Речевая среда.
Саша воспитывается в полной многодетной семье, есть старший и младший братья. Нарушений речи у близких родственников нет, старший брат не имел проблем с нарушением устной речи. Саша в текущем учебном году не пропустил ни одного логопедического занятия, в 20 учебном году были пропуски по причине болезни и в актированные дни. Мама поддерживает связь с учителем-логопедом, интересуется проблемами своего ребенка, консультируется со специалистом. Домашние задания Саша выполняет вместе с мамой, самостоятельно сделать их не может, так как до сих пор не научился читать.
Артикуляционный аппарат.
Наблюдается неправильное расположение зубов. Артикуляционные позы при произношении многих звуков искажены. Саша плохо артикулирует звуки разных групп. Страдает объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Наблюдаются синкинезии при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.
Общее звучание речи.
Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.
Словарный запас.
Мальчик владеет небольшими сведениями о себе и окружающем мире. Не называет правильно и по-порядку своё имя, отчество и фамилию. Затрудняется назвать имя мамы. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Саша не знает многих обобщающих понятий, таких как “транспорт”, “бытовая техника”, путает понятия “овощи” и “фрукты”. Самостоятельно не называет последовательность времен года, путает месяцы, хотя каждое логопедическое занятие начинается с закрепления временных представлений. Так, на занятии 9 ноября, на вопрос логопеда - «Какое сейчас время года?» Саша отвечает – «Зима», - «Какой идёт месяц?», - «Забыл». Саша не знает дней недели. На вопрос: - «Какой сегодня день недели?» даёт ответ: - «Завтра». Также называет искажённо названия некоторых дней недели - называет «субботник» вместо слова «суббота». Саша только с помощью логопеда смог назвать посёлок, в котором он проживает, но не назвал область и свой домашний адрес. На вопрос: - «С кем ты сидишь за одной партой?» Саша отвечает: - «Не знаю».
Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.
Грамматический строй речи.
Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “бананое пюре – банановое пюре”); в согласовании прилагательного и существительного (например, “ у девочки синий ручка”), в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 утёнков”). На вопросы взрослого Саша отвечает односложно либо фразой из 2-3 слов.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Звукобуквенный анализ не сформирован, путает понятия «звук» и «буква». Затрудняется в выделении звука из слова, например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков.Саша не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления не сформированы.
Звукопроизношение.
За время посещения логопедических занятий были поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [ЛЬ], [Ч], [Щ], [С], но в речи они не закреплены. Процесс автоматизации звуков затягивается месяцами, так как у Саши нет желания научиться красиво и чисто говорить, он не старается сказать слово правильно.
На занятии часто отвлекается на посторонние предметы, выполняет бессмысленные действия – «гримасничает» перед зеркалом, теребит рукава одежды, надевает – снимает капюшон и т.п.
Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски и перестановки слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.
Письменная речь.
Саша до сих пор не научился читать и писать, забывает название и написание букв, затрудняется сливать звуки в слоги. Некоторые короткие слова может прочесть побуквенно-слоговым способом, например «лиса», но более длинное слово, такое, как «журавль» он прочесть не может. Пересказ текста осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Скрытый смысл прочитанного не улавливает.
Саша не может самостоятельно написать своё имя и фамилию: смог записать имя только с помощью учителя-логопеда, а фамилию написать затруднился. Под диктовку не пишет, может только списать текст, допуская ошибки.
Общие сведения.
Навыки пространственной ориентировки у Саши не сформированы. Затрудняется в правильном определении понятий «право» - «лево», выполняет неверно инструкции: «Дотронься правой рукой до левого уха» и т.д. Цвета и оттенки знает и воспринимает верно. Память кратковременная, быстро забывает изученный материал. Скороговорки и короткие стихи из 2-4 строчек, которые разучиваются на логопедических занятиях, Саша самостоятельно не рассказывает, либо искажает их, произносит неточно.
Логическое мышление не развито. Смысл загадок и пословиц не улавливает.
За время посещения Сашей логопедических занятий он показал очень небольшую динамику при коррекции нарушений устной речи.
Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Е. М. поступил в старшую группу МДОУ «детский сад № компенсирующего вида» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. F80.82. Заикание. F98.5.
Речевая среда. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.
Состояние ручной моторики: недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; пробы Хеда выполняет медленно с ошибками. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.
Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Гиперсаливация.
Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции.
Общее звучание речи. Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.
Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Егор знает такие обобщающие понятия как «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «домашние животные». Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью - порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.
Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «сливый сок – сливовый сок», «стекловый стакан – стеклянный стакан»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красная платье», мягкая кресло»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, «5 цыпленков», «5 деревов», «5 медведёв»). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Егор не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.
Фонематические представления недостаточно сформированы.
Звукопроизношение.
Поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Отмечаются повторы или продление начальных звуков иногда слогов слов.
Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «гусеца» - гусеница, «велосед» - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.
Егор называет почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ), читает короткие слова и предложения типа «кот», «мак», «Вот дом». Читает медленно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения – побуквенное с переходом чтения по слогам. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.
Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Егор не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект и стесняется отвечать на вопросы. Однако мальчику нравится посещать индивидуальные логопедические занятия. В таком виде деятельности он «раскрывается», пытается рассказать о событиях, происходящих с ним и вокруг него.
Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, часто играет один, так как не умеет подчиняться общим правилам игры. Двигательная активность в игре низкая, малословен.
Следует отметить, что Е. аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.
Логопедический диагноз: Задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи III уровня. Заикание.
Ребенок наблюдается у штатного врача психоневролога, регулярно два раза в год находится на комплексном лечении в условиях стационара.
К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
На ребёнка И Д, 11.03.20 г.р., 5л.7мес.
Иванов Д. посещает МДОУ №………... В сентябре 20 года переведён в старшую логопедическую группу. Но районной ПМПК официально пока зачислен не был, так как в детском саду планировалось открытие группы для детей с ЗПР.
Из выписки врача-невролога 18.06.20 – диагноз: G93.8 Задержка психо-речевого развития, с-м гиперактивности на перинат. фоне.
В речевом анамнезе у ребёнка отмечается : появление гуления и лепета соответственно возрастным нормам, первых слов («папа», «мама») в 10-11месяцев. Около 18 месяцев развитие речи остановилось. (Со слов мамы)
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Артикуляционная моторика достаточно развита, двигательные пробы выполняет по показу. Голос звонкий, интонационно выразителен.
Внимание к речи окружающих у ребёнка понижено. Восприятие речи, также, снижено. Понимание затруднено. Реагирует на простые инструкции (на бытовом уровне): «Подойди ко мне», «Одевайся на прогулку». Не выполняет: «Покажи яблоко на картинке», «Где красное колечко?» и т. д.. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
Собственную речь Д. можно охарактеризовать, как полное отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной и импрессивной форм речи. Недоразвитие речи носит системный характер. Активный запас слов значительно меньше пассивного, и это всего несколько понятных слов «да», «дай», «мама» (обращается так ко всем, кого знает). Также, существует небольшое количество предметов, которые ребёнок пытается назвать, но получается звукокомплекс из двух звуков или один гласный звук. Речевая активность у Д. повышена (в знакомой обстановке): часто пытается сказать, используя мимику, жесты, голос и интонацию. Складывается ощущение, что ребёнок не осознаёт свой дефект.
В особенностях поведения преобладает двигательное беспокойство, импульсивность, двигательная расторможенность. Подгрупповые логопедические занятия и занятия по логоритмике Д. посещать нравится, на них он активен. Но часто приходится делать замечание по поводу вести себя тише или не кричать. А во второй половине занятия интерес уже пропадает, отвлекается. Мальчику нравится заниматься такими видами деятельности, как конструирование (получается хорошо и быстро собирать пазлы, пирамидку, строить из кубиков), лепка, рисование (продукт деятельности получается плохо). Д. на контакт с чужими людьми идёт с неохотой или не идёт совсем, а со знакомыми – по настроению.
Мелкая и общая моторика нарушены в слабой степени.
Логопедическое заключение:
Системное недоразвитие речи, первый уровень речевого развития. Сенсорно- моторная алалия.
Учитель-логопед
Заведующий №…
19.10.20г.
Логопедическая характеристика на ребенка дошкольного возраста для ТПМПК
Матвея П.
Дата рождения 1.09.20. В детский сад поступил 4 сентября 2г.
Темп и ритм речи в пределах нормы. Тембр голоса без назализации. Интонационно речь мало выразительна. Обращенную речь понимает. Нарушена слуховая дифференциация фонетически близких звуков – допускает ошибки при повторении ряда слогов с фонетически близкими звуками. Допускает ошибки при определении позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец), количества и последовательности звуков в слове. Отмечается нарушение слоговой структуры слов сложного состава. Звукопроизношение: поставлены сонорные звуки, находятся в стадии автоматизации.
Словарный запас в пределах возрастной нормы. Испытывает трудности при подборе прилагательных и глаголов к существительным, затрудняется при подборе антонимов, родственных слов. Отмечаются затруднения в употреблении предлогов, как простых (пропуск), так и сложных.
Нарушен грамматический строй речи. Отмечаются ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, глаголов с личными местоимениями в лице и числе, в согласовании числительных 1,2,5 с существительными. Нарушено образование относительных и притяжательных прилагательных. Говорит о себе в третьем лице и женском роде (Матвей хочет. Я поела.) Неправильно понимает и дифференцирует конструкции с возвратными глаголами. ( Петю ударил Вася. – Кому больно?)
Связная речь развита недостаточно. При пересказе текста пропускает смысловые элементы, вследствие чего смысл текста теряется. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – нарушена последовательность событий, не устанавливает причинно-следственные связи, не выделяет главное.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Читает короткие слова и предложения типа «кот», «мак», «Вот дом». Читает медленно часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного.
Отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Не принимает активное участие в организованной деятельности. На фронтальных занятиях наблюдается смена настроения (негативизм, отказ от занятий, выкрики, вспышки гнева, агрессии). Однако, мальчику нравятся индивидуальные логопедические занятия. В контакт со сверстниками вступает сложно, часто играет один.
Отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.
Заключение: ОНР 3 уровня.
28.02.20г. Логопед: