Найти в Дзене

НИ ДНЯ БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ: изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024

Оглавление

25 августа на сайте ФИПИ вышли проекты новых демоверсий, спецификаторов и кодификаторов ЕГЭ по всем предметам. В Этой статье рассмотрим изменения, которые коснулись ЕГЭ по обществознанию.

Что изменилось?

НИ-ЧЕ-ГО - для выпускников

но очень многое изменилось для учителей 🥲 ну что, коллеги, перекраиваем программу теперь...поплакать можно в комментариях, я с вами.

Изменений не так много, но даже их хватит, чтобы сократить возможность большого числа выпускников успешно сдать ЕГЭ по обществознанию.

Демоверсия 2024

Визуально в ней ничего не поменялось: порядок заданий, формулировки, количество заданий и ответов на них. Однако изменились требования к 24 заданию (план). Они включают в себя следующее:

-2

Теперь планы нужно писать подробнее и попасть не в 2 обязательных пункта, а в 3. При этом, если не попадаешь в 3, то рассчитывать на баллы не стоит. Проверка будет строже с одной стороны, но с другой - увеличивается количество пунктов и вариаций планов. Однако остается неизвестно, что делать с узкими планами типа "Политический плюрализм" или "Социально-гуманитарные науки", в которых сложно в 2 пункта попасть, а тут нужно будет в три... но будем надеяться, что в этом году Котолис все же будет включать в себя ответы на 24 задание.

-3

В демоверсии сильных изменений больше не наблюдается.

Спецификатор

в спецификаторе уточнены только статьи нормативно-правовых актов, обновлены номера тем, а также обновлен закон "О гражданстве в РФ", обратите на это внимание и используйте редакцию 2023 года.

Кодификатор

Мы добрались до сладкого, самого интересного, до целой революции в кодификаторе.

Впервые за много лет кодификатор обновлен полностью. Конечно, остались еще темы прошлых лет в своем большинстве, но очень многое изменилось во всех блоках.

Основные изменения:

  • новый порядок тем
  • новые названия блоков, теперь около каждого блока есть приписка "введение в политологию/социальную философию и тд."
  • расширен список методических единиц для ЕГЭ по обществознанию
  • теперь темы не имеют общего названия, а содержат большой список методических единиц, которые будут проверяться в рамках данной темы
  • увеличено количество тем, связанных с современностью (цифровая экономика, устойчивое развитие и др.)

Список новых тем по блокам:

Человек и общество

Влияние социокультурных факторов на формирование личности.
Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности.
Общественное и индивидуальное сознание.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды
Общественные потребности и социальные институты.
Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали.
Нравственность.
Этика и этические нормы.
Гражданственность. Патриотизм
Духовные ценности российского общества.
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества
Особенности научного познания в социально- гуманитарных науках.
Функции науки.
Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
Возрастание роли науки в современном обществе.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести
Достижения современного российского искусства

Экономика

Место экономической науки среди наук об обществе.
Предмет и методы экономической науки
Экономические институты и их роль в развитии общества.
Экономическое содержание собственности.
Главные вопросы экономики.
Ограниченность ресурсов.
Кривая производственных возможностей
Экономическая деятельность и её субъекты.
Домашние хозяйства, предприятия, государство.
Потребление, сбережения, инвестиции.
Экономические отношения и экономические интересы.
Рациональное поведение людей в экономике.
Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
Функционирование рынков. Рыночные механизмы: цена и конкуренция.
Рыночное ценообразование. Рынки труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков
Монополия, виды монополий. Монопсония.
Заработная плата и стимулирование труда.
Особенности труда молодёжи.
Деятельность профсоюзов
Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.
Альтернативная стоимость
Институт предпринимательства и его роль в экономике.
Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Малый бизнес.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Цифровые финансовые услуги.
Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Внешние эффекты.
Цифровизация экономики в Российской Федерации
Налоговые льготы и вычеты.
Реальный и номинальный валовой внутренний продукт.
Макроэкономические показатели и качество жизни.
Факторы долгосрочного экономического роста
Понятие экономического цикла (теперь отдельный пункт кодификатора)
Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Выгоды и убытки от участия в международной торговле.

Социальные отношения

Социальное неравенство.
Социальная структура российского общества.
Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в Российской Федерации
Положение индивида в обществе.
Социальная мобильность, её формы и каналы в современном российском обществе
Семья как важнейший социальный институт.
Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.
Помощь государства многодетным семьям

Политика

Типология форм государства
Политическая культура общества и личности.
Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Причины абсентеизма.
Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Политическая идеология, её роль в обществе.
Избирательная система Российской Федерации
Интернет в современной политической коммуникации

Право

Роль права в жизни общества.
Естественное и позитивное право.
Естественное и позитивное право.
Понятие, структура и виды правовых норм
Нормативные правовые акты, их виды.
Понятие и признаки правоотношений.
Субъекты правоотношений, их виды.
Правоотношения, их субъекты.
Особенности правового статуса несовершеннолетних
Законы и законодательный процесс в Российской Федерации
Правомерное поведение и правонарушение.
Виды правонарушений, состав правонарушения.
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации (отдельный элемент кодификатора)
Защита трудовых прав работников.
Особенности трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних работников
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Экологическое законодательство.
Ответственность за налоговые правонарушения
Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Административное правонарушение и административная ответственность, виды наказаний в административном праве
Уголовное право. Основные принципы уголовного права.
Понятие преступления и виды преступлений.
Уголовная ответственность, её цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях
Арбитражное судопроизводство

Выводы:

На самом деле, все изменения на первый взгляд вызывают трудности, однако в данном случае, если присмотреться, то был наведен некий порядок в кодификаторе. Наконец-то его "причесали" и более подробно описали темы, проверяемые на экзамене. Ведь раньше от части это было пальцем в небо, сейчас есть более точные ориентиры.

Что думаете об изменениях ЕГЭ? Пишите в комментарии ваше мнение, интересно послушать.