Найти тему
ManGO! Games

Важнейший навык: конструктивная критика. Простые правила

Оглавление
Учитывайте простые правила конструктивной критики, и ваша критика будет помогать
Учитывайте простые правила конструктивной критики, и ваша критика будет помогать

Критика должна помогать становиться лучше и достигать успеха, а никак не оскорблять и не обижать. Чтобы так и было, учитывайте простые правила конструктивной критики.

Правила конструктивной критики

1. Уберите из критики обвинения. Продумайте конструктивное предложение.

2. Делайте замечания наедине.

3. Постарайтесь искренне понять точку зрения собеседника, проявить понимание и сочувствие.

4. Не отвергайте мнение сразу и резко, несмотря на его содержание. Дайте возможность собеседнику объяснить свою позицию, высказаться до конца. Постарайтесь выяснить факты, ничего не доказывать и не осуждать.

5. Придерживайтесь доброжелательного, твердого и спокойного тона. Стоит начать с темы, в которой есть что-то общее и по которой есть взаимное согласие. Желательно начать с вопросов, на которые можно получить утвердительный ответ.

Щадите самолюбие собеседника. Если с самого начала он ответит отрицанием, ему непросто будет признать, что он был неправ.

6. Сначала похвалите и искренне признайте достоинства, потом указывайте на ошибку.

7. Указывайте на ошибку в косвенной форме. Можно вспомнить похожий случай.

8. Критикуйте поступки вымышленного лица. Это называется критика «рикошет».

9. Не навязывайте свое мнение, озвучивайте его в формате обсуждения.

10. Не усиливайте аргументацию повышением голоса или фразами типа «Сколько раз я говорил!».

11. Не требуйте немедленного признания ошибок, предоставляйте человеку психологическую паузу. Дайте время на раздумье, возможность переосмыслить, обратиться к самооценке, логике, снизить эмоциональный накал.

12. Если вы ошиблись или сделали неверный шаг, признайте это быстро, решительно и чистосердечно.

13. Добавляйте к критике аргументированную самокритику. Назовите собственные ошибки, прежде чем критиковать собеседника. Признание собственной вины и промахов поможет собеседнику принять критику в свой адрес не так болезненно: его самолюбие будет меньше уязвлено.

14. Потрудитесь преподнести недостатки собеседника так, чтобы они выглядели легко исправимыми. Важно, чтобы ваше сообщение не повергло собеседника в уныние и ощущение безысходности. Не нужно давить на психику. Проинформируйте, после чего обсуждайте выход и достижение успеха.

15. Не переходите на личность. Обсуждайте поступки, а не человека. Позаботьтесь о том, чтобы у собеседника была возможность «спасти лицо».

Важные закономерности

Придерживаясь описанных правил, учитывайте важные закономерности:

  • Чем больше задействованы эмоции собеседника, тем меньше он склонен рассматривать вопрос с точки зрения логики вещей, более субъективен и более тактичного подхода требует.
  • Чем более возбужден собеседник, тем меньше шансов достичь успеха в таком разговоре. Лучше перенести разговор на другой раз.