Найти тему
Беспорядочные путешествия

Сталинские высотки Москвы. Как выглядит внутри 8-я «непризнанная» сестра, гостиница «Пекин»?

Дорогие читатели и гости данного блога!

Мы продолжаем наши виртуальные экскурсии по самым интересным местам Москвы и сегодня посетим здание, являющееся одним из ярчайших столичных памятников советской архитектуры – гостиницу «Пекин». «Пекин» не входит в число семи сталинских высоток Москвы, или «Семи сестер», как нарекли данные здания многочисленные иностранные путеводители. Однако, с точки зрения архитектурной композиции, парадности, оформления и декора высотка на Триумфальной площади ничуть не уступает семи основным столичным небоскребам, появившимся в 1950-е годы. Более того, гостиница «Пекин» во многом предвосхитила появление сталинских высоток и многочисленных «домов со шпилем», украшающих центральные проспекты многих городов на постсоветском пространстве. Строительство здания началось еще в 1939 году, за несколько лет до появления первых советских небоскребов, затем прерывалось на время войны и в итоге было закончено лишь спустя 17 лет, в 1956 году.

Гостиница «Пекин» – яркий пример сталинской архитектуры, сочетающий в себе все ключевые черты и отличительные детали данного направления: помпезность и монументальность, колонны и вытянутый шпиль, скульптуры и барельефы, гранит и мрамор. Отель был по-настоящему элитным в свое время, но и сегодня остается одним из знаковых мест размещения в российской столице и отлично подходит для тех, кто хочет отдохнуть от московской суеты в атмосфере советского шика. Сегодня нам предстоит прогуляться по коридорам и холлам «Пекина», увидеть, что советского и китайского осталось в интерьерах гостиницы, а также полюбоваться невероятными видами, открывающимися с верхних этажей здания. Обещаю, будет интересно!

Начнем, как и всегда, с краткого исторического экскурса. Первоначально гостиничное здание на пересечении Садового кольца и Тверской улицы предназначалось для размещения Главного управления лагерей НКВД СССР. Однако, после заморозки и возобновления строительства планы было решено скорректировать и вместо административного здания с ведомственной гостиницей построить гостиницу обычную. Отдельные части здания («крылья» вдоль Садового и 2-й Брестской), впрочем, все же были отданы в распоряжение силовых ведомств, но центральная часть достраивалась в качестве обычной гостиницы повышенного комфорта.

-2

Проектировал здание Дмитрий Чечулин, главный архитектор Москвы в 1945–1949 годах, один из инициаторов проекта высотного строительства в Москве, автор высотного здания на Котельнической набережной, [ныне снесенной] гостиницы «Россия» и Белого дома на Краснопресненской набережной. И даже на самой Триумфальной площади, помимо собственно гостиницы «Пекин», Чечулин спроектировал Концертный зал им. Чайковского, а также совместно со скульптором Александром Кибальниковым принял участие в создании памятника Владимиру Маяковскому. С жилым домом на Котельнической набережной гостиницу «Пекин» роднит еще и тот факт, что обе они фактически являлись долгостроями и итоговый внешний вид этих зданий, высотность и форма радикально отличаются от изначально запланированных.

-3

В случае с «Пекином» новым стало даже название гостиницы, появившиеся лишь в 1949 году, то есть спустя десятилетие после начала строительства. Так, провозглашение Китайской Народной Республики состоялось 1 октября 1949 года во время митинга на площади Тяньаньмэнь в Пекине. А вскоре уже и русский с китайцем стали «братьями навек», и со стороны официальной Москвы последовал ряд шагов, призванных символизировать нерушимую дружбу между двумя государствами. Одним из них стало наименование строившейся гостиницы в честь китайской столицы. И пусть итоговый облик гостиницы вышел целиком и полностью советским, к работе над интерьерами здания и элементами внутреннего декора были привлечены китайские мастера. Аутентичные китайские мотивы в оформлении советской гостиницы – явление более чем примечательное для послевоенной Москвы.

-4

Вскоре после прихода к власти Хрущева отношения СССР и Китая заметно пошатнулись, однако никто не стал переименовывать уже почти достроенную гостиницу. Более того, в 1959 году при ней даже был открыт первый в стране китайский ресторан с экзотической азиатской кухней, проработавший в итоге без малого 40 лет. Ресторан был оформлен китайскими архитекторами и декораторами как дар столице, и многие сохранившиеся в современной гостинице предметы интерьера достались ей в наследство именно от ресторана.

-5

Увы, но нынешний облик гостиничного ресторана, в котором гостям предлагаются завтраки, и близко не похож на китайский.

-6

Но вернемся в центральный холл гостиницы, оформленный скорее в духе сталинского ампира, нежели традиционного искусства Поднебесной.

-7

Рядом с ним находится лифтовый холл, в котором можно увидеть статуэтки традиционных для Китая мифических львов-стражей. В Поднебесной таких часто устанавливали перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений. Вот только в самом Китае по правую руку обычно располагается лев, а по левую – львица. Первый придерживает лапой шар, символизирующий в буддизме знание, свет и исполнение желаний. Тогда как львица обычно придерживает лапой львенка. Здесь же, в гостинице, оба льва одинаковые.

-8

Вызываем лифт и поднимаемся наверх.

-9

Сделать это впрочем можно и по лестнице, а заодно посмотреть на отдельные сохранившиеся элементы интерьеров: лестничные перила, паркет, потолочную лепнину, люстры и картины, которыми увешаны все холлы и коридоры отеля.

-10

В остальном, конечно, все новое. Последняя масштабная реставрация «Пекина» завершилась в 2010 году, и с тех пор отель содержится в чистоте и порядке. К слову, даже несмотря на 4 звезды и довольно высокий уровень комфорта, цены в гостинице отнюдь не заоблачные. Попасть сюда можно и с официальной экскурсией, но два билета на нее выйдут не сильно дешевле, чем ночь в двухместном номере.

-11

Но зато погулять по коридорам, отчасти хранящим дух советской эпохи, можно будет без спешки.

-12

Многие из представленных в коридорах картин оригинальные, написанные еще в 1940-х – 1950-х годах. Хотя не знаю, висят они здесь со времен открытия гостиницы или были собраны во время последней реставрации. Самому мне бросилась в глаза картина «Пристань в Поленове». Видимо, потому, что надо наконец доехать до этого славного места.

-13

Ну, а мы продолжаем наше восхождение к вершине «Пекина». Кстати, интересно, что ни в одном из официальных источников не указана точная высота гостиницы и даже ее этажность, что, вероятно, связано с ее изначальным ведомственным статусом.

-14

И в тот самый момент, когда уже задаешься вопросом, так где же в гостинице «Пекин» можно увидеть хоть что-то действительно пекинское или китайское, на глаза наконец-то попадаются примеры традиционной восточной живописи, украшающие холл одного из этажей.

-15

А вслед за ними попадаешь в настоящий музей отеля, под который отдан центральный холл седьмого этажа. Кажется, именно здесь сосредоточено 90% оригинальных, сохранившихся до наших дней предметов интерьера, среди которых: мебель, каменные и деревянные статуэтки, вазы из китайского фарфора, картины и гобелены.

-16

Едва ли среди собранных здесь предметов есть действительно исторические, имеющие определенную ценность. Скорее всего, все создавалось китайскими мастерами в середине прошлого века, когда отношения между двумя государства находились на высоком уровне.

-17

Более того, почти все собранные в музее предметы, ранее украшали не саму гостиницу, а только ее ресторан. В коридорах, холлах и уж тем более номерах «Пекина» никогда не было чего-то сугубо китайского, хотя по советским меркам гостиница, конечно же, была намного выше среднего.

-18

Особый интерес вызывает разве что традиционная китайская черепица с резными фигурками. В данном случае представлены угловые скаты крыш, украшенные фигурками драконы, символизирующего императорскую власть. К слову, исторически золотистой черепицей в Китае покрывали крыши как раз-таки дворцы императора или других высокопоставленных деятелей, тогда как простые люди в основном использовали черную черепицу.

-19

А вот весьма симпатичный китайский фонарик:

-20

Из примечательного в музее также экспонируется советский прейскурант на проживание в гостинице, хотя и 1991 годы выпуска.

-21

А рядом позднесоветский рекламный буклетик, посвященный ресторану. Конечно, в сегодняшней Москве недостатка в китайских кафе и ресторанах не наблюдается, но все-таки жаль, что сохранить самый старый из них не удалось, а до наших дней дошли лишь немногочисленные предметы интерьера.

-22

Ну, а мы продолжаем свой путь наверх.

-23

На одном из этажей обращаем внимание на табличку около номера 1001, сообщающую нам о том, что именно здесь останавливался во время своих визитов в Москву советский артист эстрады, театра и кино Аркадий Райкин. Горничные, проводившие в номере уборку, любезно разрешили мне заглянуть внутрь. В целом неплохой двухкомнатный номер, но абсолютно ничего сверхъестественного.

-24

По соседству с номером Райкина расположен тренажерный зал гостиницы. Для полноты впечатлений заглянем и сюда тоже. Зал доступен для всех постояльцев, правда сам он совсем небольшой, практически весь уместился на фото ниже.

-25

Что до видов из гостиничных номеров, то все стандартные номера смотрят во внутренний двор. Красоты тут, мягко говоря, немного, но зато нет и шума от Садового кольца.

-26

К слову, на само кольцо выходят окна номеров повышенной комфортности. Ну, а самые дорогие номера смотрят на Триумфальную площадь.

-27

Впрочем, стоят подняться повыше, как стандартный вид во двор преображается и на горизонте показываются современные архитектурные подражания сталинским высоткам, ЖК «Триумф-Палас» около метро Аэропорт и достраиваемая башня «Алькон» на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца.

-28

Ну, а в другую сторону виден еще один новомосковский небоскреб, напоминающий советские высотки. Это БЦ «Оружейный», архитектором которого является Михаил Посохин, внук и тезка главного архитектора Москвы в 1960-1980 годах, автора высотки на Кудринской площади и модернистской застройки Нового Арбата. Так что в данном случае мы имеем дело не только с архитектурной стилизацией, но и с семейной преемственностью.

-29

Под куполом «Пекина» расположен бар, работающий с вечера и до последнего клиента. Ничего не могу сказать о качестве подаваемых здесь блюд и напитков, но открывающиеся из окон виды здесь точно одни из лучших во всем городе. Давайте убедимся в этом сами.

-30

Но прежде обратим внимание отлично сохранившуюся советскую фреску на потолке бара, выполненную в духе соцреализма и демонстрирующую счастливую жизнь советских людей. Согласно ряду источников, в советские времена здесь также располагался бар, посетителями которого были исключительно служащие КГБ и представители высшей партийной номенклатуры. В наше время в бар, вроде как, тоже нельзя попасть в любое время, но мне повезло оказаться здесь с утра, когда шла уборка после проведенного накануне празднества, так что любоваться советской живописью и видами Москвы никто не мешал.

-31

В баре также есть две открытые террасы с отличными видами.

-32

Честно говоря, даже не знал, что у нас в Москве есть подобное место. В городах с большим количеством небоскребов, вроде Дубая, Нью-Йорка или Гонконга бары на крышах – обычное дело. Но оказалось, что культурно употреблять, одновременно любуясь видами города, можно и в Москве, на крыше одной из советских почти высоток.

-33

Бар при отеле находится на том же уровне, что и знаменитые часы «Пекина». Часы на уровне 12 этажа изначально были маятниковыми, но в 2002 году, спустя полвека после открытия гостиницы, стрелки на циферблате замерли. Из-за сложности ремонта и отсутствия необходимых деталей механическая часть часов была заменена на электронный блок, и уже через две недели часы заработали снова. Кстати, именно благодаря своим часам гостиница «Пекин» в прошлый раз попала на страницы этого блога в статье 24 прекрасные часовые башни Москвы.

-34

По техническим лестницам можно подняться еще выше, на уровень статуй и даже к шпилю высотки, но нарушать какие-то внутренние правила, злоупотребляя гостеприимством, не слишком-то хотелось. Да и к тому же виды, открывающиеся с террас бара, и без того были великолепными.

-35

Во-первых, Триумфальная площадь с памятником Маяковскому, самому известному русскому, родившемуся в Грузии. Сама площадь, к слову, с 1935 по 1992 годы также носила имя поэта. Справа от памятника можно увидеть Московскую филармонию, слева – здание Москомархитектуры. Впереди – Тверская улица и «ставшее обручальным» Садовое кольцо. По центру уже упомянутый БЦ «Оружейный».

-36

Но, пожалуй, наиболее живописные виды открываются в противоположную сторону. Здесь в кадр попадают сразу четыре из семи сталинских высоток. Слева МИД, затем вдалеке на горизонте МГУ, далее жилая высотка на Кудринской и гостиница «Украина». Ну, и бонусом десяток небоскребов делового центра «Москва-Сити».

-37

И, кстати, виды города в эту сторону изменились не настолько уж сильно за время, прошедшее с момента постройки гостиницы. Исключая разве что яркий образец лужковской архитектуры, дом «Патриарх» на Патриарших прудах. И даже машин на Садовом в летний полдень выходного дня примерно столько же, сколько в часы пик в советские годы.

-38

А еще террасы «Пекина» – одно из тех мест в старой Москве, откуда видны все семь главных сталинских высоток города. Так на кадре ниже, вдалеке за филармонией, можно увидеть шпили гостиницы «Ленинградская» и высотки на Красных Воротах.

-39

Ну, и в завершение, далеко-далеко на горизонте показывается высотка на Котельнической набережной. Помимо нее, если смотреть в сторону центра, видны даже Кремлевские башни и колокольни.

-40

На этом наша экскурсия по гостинице «Пекин» подошла к своему завершению. Это яркое, динамичное здание, памятник сталинского ампира и одновременно советско-китайской дружбы с момента постройки и по сей день является одной из ключевых архитектурных доминант центра Москвы. Да, для того чтобы полноправно считаться сталинской высоткой гостинице не хватило пары-тройки десятков метров и чуть более вытянутого шпиля, но с точки зрения монументальности и торжественности «Пекин» даст фору многим столичным сооружениям. А благодаря своему расположению на пересечении ключевых магистралей Москвы, Тверской и Садового, «Пекин» по сей день является весьма заметной столичной достопримечательностью и памятником советской архитектуры.

-41

И на этом о гостинице «Пекин» на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Статьи о других сталинских высотках:
1.
Гостиница «Ленинградская»
2.
Гостиница «Украина»
3.
Высотка на Котельнической набережной
3½.
Сталинская высотка в Варшаве
4.
Высотка на Баррикадной
5.
Высотка на Красных Воротах
6.
Московский государственный университет

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.