Дорогие читатели и гости данного блога!
Мы продолжаем наши виртуальные экскурсии по самым интересным местам Москвы и сегодня посетим здание, являющееся одним из ярчайших столичных памятников советской архитектуры – гостиницу «Пекин». «Пекин» не входит в число семи сталинских высоток Москвы, или «Семи сестер», как нарекли данные здания многочисленные иностранные путеводители. Однако, с точки зрения архитектурной композиции, парадности, оформления и декора высотка на Триумфальной площади ничуть не уступает семи основным столичным небоскребам, появившимся в 1950-е годы. Более того, гостиница «Пекин» во многом предвосхитила появление сталинских высоток и многочисленных «домов со шпилем», украшающих центральные проспекты многих городов на постсоветском пространстве. Строительство здания началось еще в 1939 году, за несколько лет до появления первых советских небоскребов, затем прерывалось на время войны и в итоге было закончено лишь спустя 17 лет, в 1956 году.
Гостиница «Пекин» – яркий пример сталинской архитектуры, сочетающий в себе все ключевые черты и отличительные детали данного направления: помпезность и монументальность, колонны и вытянутый шпиль, скульптуры и барельефы, гранит и мрамор. Отель был по-настоящему элитным в свое время, но и сегодня остается одним из знаковых мест размещения в российской столице и отлично подходит для тех, кто хочет отдохнуть от московской суеты в атмосфере советского шика. Сегодня нам предстоит прогуляться по коридорам и холлам «Пекина», увидеть, что советского и китайского осталось в интерьерах гостиницы, а также полюбоваться невероятными видами, открывающимися с верхних этажей здания. Обещаю, будет интересно!
Начнем, как и всегда, с краткого исторического экскурса. Первоначально гостиничное здание на пересечении Садового кольца и Тверской улицы предназначалось для размещения Главного управления лагерей НКВД СССР. Однако, после заморозки и возобновления строительства планы было решено скорректировать и вместо административного здания с ведомственной гостиницей построить гостиницу обычную. Отдельные части здания («крылья» вдоль Садового и 2-й Брестской), впрочем, все же были отданы в распоряжение силовых ведомств, но центральная часть достраивалась в качестве обычной гостиницы повышенного комфорта.
Проектировал здание Дмитрий Чечулин, главный архитектор Москвы в 1945–1949 годах, один из инициаторов проекта высотного строительства в Москве, автор высотного здания на Котельнической набережной, [ныне снесенной] гостиницы «Россия» и Белого дома на Краснопресненской набережной. И даже на самой Триумфальной площади, помимо собственно гостиницы «Пекин», Чечулин спроектировал Концертный зал им. Чайковского, а также совместно со скульптором Александром Кибальниковым принял участие в создании памятника Владимиру Маяковскому. С жилым домом на Котельнической набережной гостиницу «Пекин» роднит еще и тот факт, что обе они фактически являлись долгостроями и итоговый внешний вид этих зданий, высотность и форма радикально отличаются от изначально запланированных.
В случае с «Пекином» новым стало даже название гостиницы, появившиеся лишь в 1949 году, то есть спустя десятилетие после начала строительства. Так, провозглашение Китайской Народной Республики состоялось 1 октября 1949 года во время митинга на площади Тяньаньмэнь в Пекине. А вскоре уже и русский с китайцем стали «братьями навек», и со стороны официальной Москвы последовал ряд шагов, призванных символизировать нерушимую дружбу между двумя государствами. Одним из них стало наименование строившейся гостиницы в честь китайской столицы. И пусть итоговый облик гостиницы вышел целиком и полностью советским, к работе над интерьерами здания и элементами внутреннего декора были привлечены китайские мастера. Аутентичные китайские мотивы в оформлении советской гостиницы – явление более чем примечательное для послевоенной Москвы.
Вскоре после прихода к власти Хрущева отношения СССР и Китая заметно пошатнулись, однако никто не стал переименовывать уже почти достроенную гостиницу. Более того, в 1959 году при ней даже был открыт первый в стране китайский ресторан с экзотической азиатской кухней, проработавший в итоге без малого 40 лет. Ресторан был оформлен китайскими архитекторами и декораторами как дар столице, и многие сохранившиеся в современной гостинице предметы интерьера достались ей в наследство именно от ресторана.
Увы, но нынешний облик гостиничного ресторана, в котором гостям предлагаются завтраки, и близко не похож на китайский.
Но вернемся в центральный холл гостиницы, оформленный скорее в духе сталинского ампира, нежели традиционного искусства Поднебесной.
Рядом с ним находится лифтовый холл, в котором можно увидеть статуэтки традиционных для Китая мифических львов-стражей. В Поднебесной таких часто устанавливали перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений. Вот только в самом Китае по правую руку обычно располагается лев, а по левую – львица. Первый придерживает лапой шар, символизирующий в буддизме знание, свет и исполнение желаний. Тогда как львица обычно придерживает лапой львенка. Здесь же, в гостинице, оба льва одинаковые.
Вызываем лифт и поднимаемся наверх.
Сделать это впрочем можно и по лестнице, а заодно посмотреть на отдельные сохранившиеся элементы интерьеров: лестничные перила, паркет, потолочную лепнину, люстры и картины, которыми увешаны все холлы и коридоры отеля.
В остальном, конечно, все новое. Последняя масштабная реставрация «Пекина» завершилась в 2010 году, и с тех пор отель содержится в чистоте и порядке. К слову, даже несмотря на 4 звезды и довольно высокий уровень комфорта, цены в гостинице отнюдь не заоблачные. Попасть сюда можно и с официальной экскурсией, но два билета на нее выйдут не сильно дешевле, чем ночь в двухместном номере.
Но зато погулять по коридорам, отчасти хранящим дух советской эпохи, можно будет без спешки.
Многие из представленных в коридорах картин оригинальные, написанные еще в 1940-х – 1950-х годах. Хотя не знаю, висят они здесь со времен открытия гостиницы или были собраны во время последней реставрации. Самому мне бросилась в глаза картина «Пристань в Поленове». Видимо, потому, что надо наконец доехать до этого славного места.
Ну, а мы продолжаем наше восхождение к вершине «Пекина». Кстати, интересно, что ни в одном из официальных источников не указана точная высота гостиницы и даже ее этажность, что, вероятно, связано с ее изначальным ведомственным статусом.
И в тот самый момент, когда уже задаешься вопросом, так где же в гостинице «Пекин» можно увидеть хоть что-то действительно пекинское или китайское, на глаза наконец-то попадаются примеры традиционной восточной живописи, украшающие холл одного из этажей.
А вслед за ними попадаешь в настоящий музей отеля, под который отдан центральный холл седьмого этажа. Кажется, именно здесь сосредоточено 90% оригинальных, сохранившихся до наших дней предметов интерьера, среди которых: мебель, каменные и деревянные статуэтки, вазы из китайского фарфора, картины и гобелены.
Едва ли среди собранных здесь предметов есть действительно исторические, имеющие определенную ценность. Скорее всего, все создавалось китайскими мастерами в середине прошлого века, когда отношения между двумя государства находились на высоком уровне.
Более того, почти все собранные в музее предметы, ранее украшали не саму гостиницу, а только ее ресторан. В коридорах, холлах и уж тем более номерах «Пекина» никогда не было чего-то сугубо китайского, хотя по советским меркам гостиница, конечно же, была намного выше среднего.
Особый интерес вызывает разве что традиционная китайская черепица с резными фигурками. В данном случае представлены угловые скаты крыш, украшенные фигурками драконы, символизирующего императорскую власть. К слову, исторически золотистой черепицей в Китае покрывали крыши как раз-таки дворцы императора или других высокопоставленных деятелей, тогда как простые люди в основном использовали черную черепицу.
А вот весьма симпатичный китайский фонарик:
Из примечательного в музее также экспонируется советский прейскурант на проживание в гостинице, хотя и 1991 годы выпуска.
А рядом позднесоветский рекламный буклетик, посвященный ресторану. Конечно, в сегодняшней Москве недостатка в китайских кафе и ресторанах не наблюдается, но все-таки жаль, что сохранить самый старый из них не удалось, а до наших дней дошли лишь немногочисленные предметы интерьера.
Ну, а мы продолжаем свой путь наверх.
На одном из этажей обращаем внимание на табличку около номера 1001, сообщающую нам о том, что именно здесь останавливался во время своих визитов в Москву советский артист эстрады, театра и кино Аркадий Райкин. Горничные, проводившие в номере уборку, любезно разрешили мне заглянуть внутрь. В целом неплохой двухкомнатный номер, но абсолютно ничего сверхъестественного.
По соседству с номером Райкина расположен тренажерный зал гостиницы. Для полноты впечатлений заглянем и сюда тоже. Зал доступен для всех постояльцев, правда сам он совсем небольшой, практически весь уместился на фото ниже.
Что до видов из гостиничных номеров, то все стандартные номера смотрят во внутренний двор. Красоты тут, мягко говоря, немного, но зато нет и шума от Садового кольца.
К слову, на само кольцо выходят окна номеров повышенной комфортности. Ну, а самые дорогие номера смотрят на Триумфальную площадь.
Впрочем, стоят подняться повыше, как стандартный вид во двор преображается и на горизонте показываются современные архитектурные подражания сталинским высоткам, ЖК «Триумф-Палас» около метро Аэропорт и достраиваемая башня «Алькон» на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца.
Ну, а в другую сторону виден еще один новомосковский небоскреб, напоминающий советские высотки. Это БЦ «Оружейный», архитектором которого является Михаил Посохин, внук и тезка главного архитектора Москвы в 1960-1980 годах, автора высотки на Кудринской площади и модернистской застройки Нового Арбата. Так что в данном случае мы имеем дело не только с архитектурной стилизацией, но и с семейной преемственностью.
Под куполом «Пекина» расположен бар, работающий с вечера и до последнего клиента. Ничего не могу сказать о качестве подаваемых здесь блюд и напитков, но открывающиеся из окон виды здесь точно одни из лучших во всем городе. Давайте убедимся в этом сами.
Но прежде обратим внимание отлично сохранившуюся советскую фреску на потолке бара, выполненную в духе соцреализма и демонстрирующую счастливую жизнь советских людей. Согласно ряду источников, в советские времена здесь также располагался бар, посетителями которого были исключительно служащие КГБ и представители высшей партийной номенклатуры. В наше время в бар, вроде как, тоже нельзя попасть в любое время, но мне повезло оказаться здесь с утра, когда шла уборка после проведенного накануне празднества, так что любоваться советской живописью и видами Москвы никто не мешал.
В баре также есть две открытые террасы с отличными видами.
Честно говоря, даже не знал, что у нас в Москве есть подобное место. В городах с большим количеством небоскребов, вроде Дубая, Нью-Йорка или Гонконга бары на крышах – обычное дело. Но оказалось, что культурно употреблять, одновременно любуясь видами города, можно и в Москве, на крыше одной из советских почти высоток.
Бар при отеле находится на том же уровне, что и знаменитые часы «Пекина». Часы на уровне 12 этажа изначально были маятниковыми, но в 2002 году, спустя полвека после открытия гостиницы, стрелки на циферблате замерли. Из-за сложности ремонта и отсутствия необходимых деталей механическая часть часов была заменена на электронный блок, и уже через две недели часы заработали снова. Кстати, именно благодаря своим часам гостиница «Пекин» в прошлый раз попала на страницы этого блога в статье 24 прекрасные часовые башни Москвы.
По техническим лестницам можно подняться еще выше, на уровень статуй и даже к шпилю высотки, но нарушать какие-то внутренние правила, злоупотребляя гостеприимством, не слишком-то хотелось. Да и к тому же виды, открывающиеся с террас бара, и без того были великолепными.
Во-первых, Триумфальная площадь с памятником Маяковскому, самому известному русскому, родившемуся в Грузии. Сама площадь, к слову, с 1935 по 1992 годы также носила имя поэта. Справа от памятника можно увидеть Московскую филармонию, слева – здание Москомархитектуры. Впереди – Тверская улица и «ставшее обручальным» Садовое кольцо. По центру уже упомянутый БЦ «Оружейный».
Но, пожалуй, наиболее живописные виды открываются в противоположную сторону. Здесь в кадр попадают сразу четыре из семи сталинских высоток. Слева МИД, затем вдалеке на горизонте МГУ, далее жилая высотка на Кудринской и гостиница «Украина». Ну, и бонусом десяток небоскребов делового центра «Москва-Сити».
И, кстати, виды города в эту сторону изменились не настолько уж сильно за время, прошедшее с момента постройки гостиницы. Исключая разве что яркий образец лужковской архитектуры, дом «Патриарх» на Патриарших прудах. И даже машин на Садовом в летний полдень выходного дня примерно столько же, сколько в часы пик в советские годы.
А еще террасы «Пекина» – одно из тех мест в старой Москве, откуда видны все семь главных сталинских высоток города. Так на кадре ниже, вдалеке за филармонией, можно увидеть шпили гостиницы «Ленинградская» и высотки на Красных Воротах.
Ну, и в завершение, далеко-далеко на горизонте показывается высотка на Котельнической набережной. Помимо нее, если смотреть в сторону центра, видны даже Кремлевские башни и колокольни.
На этом наша экскурсия по гостинице «Пекин» подошла к своему завершению. Это яркое, динамичное здание, памятник сталинского ампира и одновременно советско-китайской дружбы с момента постройки и по сей день является одной из ключевых архитектурных доминант центра Москвы. Да, для того чтобы полноправно считаться сталинской высоткой гостинице не хватило пары-тройки десятков метров и чуть более вытянутого шпиля, но с точки зрения монументальности и торжественности «Пекин» даст фору многим столичным сооружениям. А благодаря своему расположению на пересечении ключевых магистралей Москвы, Тверской и Садового, «Пекин» по сей день является весьма заметной столичной достопримечательностью и памятником советской архитектуры.
И на этом о гостинице «Пекин» на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Статьи о других сталинских высотках:
1. Гостиница «Ленинградская»
2. Гостиница «Украина»
3. Высотка на Котельнической набережной
3½. Сталинская высотка в Варшаве
4. Высотка на Баррикадной
5. Высотка на Красных Воротах
6. Московский государственный университет
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.