Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Сегодня приглашаю вас отправиться в очередную, уже пятую по счету, увлекательную экскурсию по еще одной сталинской высотке Москвы. [Ссылки на посты о других высотках я привожу в конце статьи.] На сей раз нам предстоит посетить Высотное здание на площади Красных Ворот, посмотреть на дошедшие до наших дней интерьеры, пройтись по лестницам и этажам, до сих пор хранящим ни с чем не сравнимую советскую атмосферу 1950-х, а в завершение полюбоваться фантастическими видами Москвы, открывающимися с верхних этажей высотки. В общем будет интересно, обещаю!
Перед тем, как начать, вероятно, стоит прокомментировать заглавие статьи, а именно то, почему я называю высотку на Красных Воротах самой закрытой. На самом деле тут все просто. Попробуйте найти в интернете хоть одну фотографию, сделанную внутри этого здания или с его верхних этажей. Но сразу предупрежу вас, что преуспеть в данном вопросе будет нелегко. В лучшем случае вам попадутся снимки офиса какой-либо из работающих здесь компаний либо из центрального холла, единственного помещения внутри высотки, куда водят экскурсии. И это при том, что фотографий из остальных шести высоток в интернете тысячи. В том же МИДе, куда попасть тоже непросто, регулярно проводятся различные конференции и встречи на государственном уровне, кадры с которых оперативно попадают в интернет. А вот из высотки на Красных Воротах ничего. Тишина. Но отчаиваться рано, ведь этот блог для того и существует, чтобы открывать для любителей исторической архитектуры и знаковых мест Москвы и не только самые закрытые двери, показывать и рассказывать о том, что зачастую скрыто от посторонних глаз. Здание на Красных Воротах − как раз такой случай.
Итак, поехали!
По традиции, прежде чем проследовать внутрь здания, посмотрим на него снаружи, обратимся к истории его строительства и выделим самые любопытные факты, связанные с ним. Высотное здание на площади Красных Ворот было построено в 1952 году и формально стало первой введенной в эксплуатацию сталинской высоткой Москвы. На ней была опробована инновационная по тем временам технология заморозки плывучих грунтов. В основании здания были заложены несколько десятков скважин, по которым подавался охлажденный до -20°C хлористый кальций. При этом строилось здание с отклонением в 16 сантиметров от вертикальной оси. Уже после окончания строительных работ грунты начали оттаивать, а здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию. Произошло это правда не в течение двух-трех лет, как предполагалось архитекторами изначально, а спустя почти десятилетие.
К слову, инновации коснулись не только процесса строительства, но и, например, обустройства квартир в жилой части высотки. Во многих из них существовала встроенная мебель, на кухнях были установлены холодильники и мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов, а планировка самых просторных квартир включала совсем уж диковинную по тем временам «комнатку для домработницы». Наконец, помимо традиционной системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование, обеспечивающее фильтрацию и очищение воздуха, а также поддержание нормальной температуры в зависимости от сезона. Для отопления высотки в подвальных помещениях были установлены бойлеры. Да, и без тщательно спроектированного бомбоубежища, конечно же, тоже не обошлось.
Однако, несмотря на всю свою технологичность и инновационность, высотка на Красных Воротах выглядит предельно строго и лаконично, а в сравнении с другими «шестью сестрами» даже аскетично. Я бы назвал ее самой «классической» из них, как если бы из всех остальных создали некое «среднее арифметическое», удалив с фасада здания любые архитектурные излишества. Среди немногочисленных элементов внешнего декора обращает на себя внимание разве что герб СССР высотой в полтора этажа. Стены высотки облицованы натуральным известняком, а первые этажи − красным гранитом.
Строительство здания осуществляло Министерство путей сообщения СССР, оно же стало основным владельцем здания (его административной части), определив на долгие годы вперед его «транспортный» статус. Административную часть высотки (центральную высотой в 24 этажа) на протяжении всей ее истории занимают различные транспортные министерства и учреждения, от МПС и МТС (Министерство транспортного строительства) в советское время до Трансстроя и РЖД в наши дни. Ну, а жильцами здания (его жилая часть располагается в крыльях высотой в 11-15 этажей) в свою очередь зачастую становились руководители и высокопоставленные сотрудники данных учреждений.
По количеству памятных досок на фасаде высотка на Красных Воротах, конечно, сильно уступает зданиям на Баррикадной и Котельнической набережной, но именитые жильцы были и здесь. Среди них: министры транспортного строительства СССР Евгений Кожевников и Иван Соснов, президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш, актеры Вячеслав Тихонов и Наталья Гундарева. Тем любопытнее, что одна из главных табличек, установленных на фасаде здания, посвящена не его жильцу (второе фото в карусели выше). Все дело в том, что на том месте, где сегодня возвышается высотка, до 1939 года располагался дом русского поэта Лермонтова.
Здесь, к слову, уместно будет упомянуть о том, что площадь Красных Ворот [наравне с Лубянской площадью] является одним из тех мест старой Москвы, чей внешний облик на протяжении XX века изменился наиболее радикально. Среди архитектурных потерь площади не только дом, где родился но Лермонтов, но и православный храм Трех Святителей, в котором крестили будущего поэта, а также сами Красные Ворота, триумфальная арка, возведенная в честь победы в Полтавской битве. Помимо этого, расположенное поблизости здание Запасного дворца было значительно реконструировано и перестроено в стиле конструктивизм в 1930-е годы. В течение последующих десятилетий в окрестностях площади появилось немало зданий в стиле сталинского ампира, главным из которых, без сомнения, стала высотка на Красных Воротах. И, наконец, в 1965 году в прилегающем к ней сквере был установлен памятник Лермонтову, один из самых романтических московских монументов.
Но к Михаилу Юрьевичу мы еще вернемся в самом конце статьи, а пока предлагаю рассмотреть несколько вариантов попадания внутрь высотки на Красных Воротах. Первый, он же самый простой и очевидный − приехать сюда на метро и ... и все, вы на месте, ведь северный вестибюль станции «Красные Ворота» встроен в само здание, и, кстати, такой особенностью обладает лишь данная высотка.
Помимо него, на первом этаже здания расположено сразу несколько кафе и магазинов. Естественно, интерьеры в каждом из них современные, но стоит поднять голову наверх, и вы сразу же заметите, что люстры и потолочная лепнина в каждом из помещений сохранились оригинальные. Как говорится, сейчас так уже не делают.
Ну, а что касается попадания в центральную часть высотки, то за условный вариант можно счесть посещение ресторана, находящегося на первом этаже здания в помещении ранее располагавшегося здесь выставочного зала. Вход сюда отдельный, с внутреннего двора.
Сам дворик высотки совсем небольшой, но довольно уютный. А еще на удивление очень тихий, хотя казалось бы, никогда не умолкающее Садовое кольцо расположено в считанных метрах отсюда. Кстати, ротонда в центре двора скрывает вентиляционную вытяжку метро. А под ней расположен небольшой автомобильный гараж, всего на 30 мест. В этом плане внутренний двор здания высотки похож на двор высотки на Котельнической набережной.
К слову, даже странно, что двор дома, рассчитанного почти на 300 квартир, да еще и с высотной административной частью, не превратился в сплошную парковку. Но опять же так ли нужна машина, когда станция метро расположена на первом этаже дома, где ты живешь или работаешь?
Что ж, настало время зайти внутрь здания и полюбоваться его интерьерами. Два главных подъезда высотки расположены в торцах ее крыльев, выходящих на Красноворотский проезд, и обладают довольно любопытной геометрий. Полукруглые лестничные клетки здесь чередуются с прямоугольными. Так что лестничные пролеты «проглядываются» максимум на три этажа.
На каждый этаж всего по две квартиры. Отрадно, что входные двери в большинстве своем сохранились оригинальные деревянные. Плюс ручки, таблички с номером квартиры и железные накладки на отверстия для писем. Ну, и напольная плитка, конечно.
Приятно удивило озеленение лестничных клеток силами самих жителей. Почти каждый этаж, а местами и лестницы, здесь украшены горшками с различными растениями. Подобная забота о своем доме, при этом выходящая за пределы собственной квартиры, достойна всяческих похвал.
Минусом [условным, конечно, но все же] можно считать тот факт, что виды из окон квартир высотки сложно назвать какими-то особенно выдающимися. Вид в лучшем случае будет на гостиницу «Ленинградская» или административный 24-этажный корпус самой высотки, в худшем − во двор, на Каланчевскую улицу или Красноворотский проезд. В целом не так уж и плохо, но сам я сравниваю с видами с верхних этажей зданий. А уже скоро сможете сравнить и вы.
Для полноты впечатлений предлагаю посетить пару других, не центральных подъездов зданий. Обстановка тут уж попроще, без особого лоска и парадности. Но с другой стороны сталинки есть сталинки, и подобные интерьеры даже 70 лет спустя смотрятся выигрышно в сравнении с тем, как выглядят подъезды в более поздних сериях жилых домов Москвы.
Плиточка, перила, а в некоторых местах даже дверные ручки сохранились оригинальные. К слову, оригинальными являются и большинство деревянных дверей, ведущих в подъезды, а также таблички, указывающие на номера расположенных внутри квартир.
Все жилые помещения высотки отделены от ее административной части брандмауэрами. Проход между корпусами возможен только через подвал. Так что даже сотрудникам транспортных ведомств, одновременно живших и работавших в высотке, ежедневно приходилось спускаться из дома, проходить несколько десятков метров по улице и вновь входить в здание, но уже через другой вход. Последуем их примеру и мы, зайдя внутрь здания прямо через его парадный центральный вход.
Считается, что интерьеры здания на Красных Воротах скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь, а дорогие материалы, витражи или живописные панно отсутствуют. Однако это именно тот случай, когда помещение ничуть не проиграло от подобного решения, напротив, сочетание стали и мрамора здесь выглядит по-настоящему впечатляюще и делает центральный холл высотки похожим на рыцарский зал какого-нибудь средневекового замка. К слову, в Москве есть еще как минимум одно место, в интерьерах которого также использована рифленая нержавеющая сталь. Это станция метро «Маяковская». И совпадение здесь не случайно − и у станции, и у высотки один и тот же архитектор, Алексей Душкин, среди творений которого несколько крупных вокзалов на территории бывшего СССР, ряд станций московского метрополитена и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади.
Центральный холл высотки − пожалуй, единственное относительно доступное помещение ее административной части. Во-первых, зайти сюда можно совершенно беспрепятственно, просто чтобы постоять на «пятачке» перед пунктом охраны и полюбоваться интерьерами. А, во-вторых, если все-таки хочется побродить по холлу и поразглядывать отдельные детали, всегда можно записаться на одну из экскурсий вокруг здания с посещением холла. Правда лично мне ее стоимость в две с половиной тысячи рублей кажется несколько завышенной. К тому же от людей, бывавших на ней, я слышал не самые лестные отзывы. Но сам не был, так что судить не могу. Если кто-то из уважаемых читателей посещал такую экскурсию или собирается это сделать, пожалуйста, напишите ваши впечатления в комментариях.
В холле есть даже импровизированный «вечный огонь» с красной подсветкой вместо настоящего пламени, но на ночь выключают и его. Ничто не вечно под луною...
А еще большое количество советских орденов с упоминанием трудовых коллективов и героев социалистического труда, в разное время работавших в здании.
А прежде, чем поехать на лифте наверх, нужно обязательно не забыть посмотреть под ноги на оригинальную металлическую табличку ныне почившего завода «Подъемник», чья история началась еще в конце XIX века.
Устройство всех верхних этажей здания плюс-минус похожее: лифтовый холл расположен ближе к внутреннему двору, а его окна выходят в сторону гостиницы «Ленинградская», между западным и восточным крылом здания тянется коридор, ограниченный лестницами, и, наконец, его южную часть занимают офисные помещения, из которых открывается шикарный вид на центр города.
Ввиду того что в здании на сегодняшний день находятся офисы большого количество различных коммерческих фирм и госучреждений, какой-то единой концепции оформления его интерьеров как таковой нет. Одни этажи полностью переделаны и выполнены в корпоративных цветах расположенных здесь компаний, другие, напротив, выглядят так, словно на дворе по-прежнему 1975-й.
О славном советском прошлом напоминают и многие детали в интерьерах здания. Лестницы так и вовсе дошли до нас практически в своем первоначальном виде.
В целом все интерьеры смотрятся вполне достойно для своих лет. Это же можно сказать и о внешней облицовке здания. Хотя небольшой, пусть даже косметический ремонт высотке на Красных Воротах все же не помешал бы. Предположу, что проведение такого рода работ в данном случае осложняется большим количеством собственников и арендаторов помещений, а также административно-жилым статусом здания. В этом плане высоткам МГУ и МИД, полностью принадлежащим одному учреждению, повезло чуть больше.
Есть в здании и лестницы, которые можно условно назвать «черными». Чтобы быть максимально последовательными заглянем и на них тоже:
А еще в высотке работает такой вот фактурный ретро-лифт. В Москве подобных советских экземпляров в последние годы остается все меньше и меньше, но, если задаться целью, то прокатиться на одном из них пока что возможно.
На одном из верхних этажей здания для сотрудников расположенных здесь учреждений работает столовая-буфет. С отличными, надо заметить, видами из окна. Вот только сюда, в отличие от ресторана на первом этаже, с улицы уже не попасть. Столы-стулья в столовой, конечно, уже давно современные, а вот люстры, лепнина на потолке и частично отделка сохранились оригинальные.
К слову, на разных этажах здания до сих пор попадаются различные артефакты советской эпохи: мебель, детали интерьера, таблички и другие предметы родом из того времени.
Хотя современного в высотке в наше время уже, конечно, больше. Прежде всего табличек у дверей и стендов, выкрашенных в корпоративные цвета РЖД (судя по ним, бо́льшую часть помещений в высотке занимают именно подразделения главного российского железнодорожного перевозчика). Так, например, один из стендов, привлекших мое внимание, был посвящен борьбе с коррупцией. Бывало у вас когда-нибудь, чтоб проводница просила взятку за чистое постельное белье?) Вот и у меня не бывало:) Ладно, а если серьезно, как по мне, РЖД в последние годы проделало просто-таки гигантские шаги от советской бюрократической организации в сторону по-настоящему современной компании с отличным сервисом. В этом плане уже сам факт ведения борьбы с коррупцией также достоин похвалы.
Ну, а нам с вами самое время выглянуть в окно и полюбоваться видами, которые открываются с верхних этажей высотки.
Начнем с видов на север, во внутренний двор высотки, а также в сторону гостиницы «Ленинградская» и Комсомольской площади (трех вокзалов). Фоном для «Ленинградской» служит парк Сокольники, а слева от нее отлично видно (особенно на втором фото в карусели ниже) краснокирпичное здание с зеленой крышей Кругового депо Николаевской железной дороги, которое я ранее включал в одну из подборок 10 интересных мест Москвы, о которых мало кто знает. Ну, а то, как выглядит высотка на Красных Воротах из «Ленинградской», я уже также показывал в соответствующей статье.
Ниже несколько фотографий с зумом в сторону Комсомольской площади и Казанского вокзала, самого большого вокзала столицы, если оценивать площадь исторической застройки.
Далее будем двигаться по часовой стрелке, обращая свое внимание на отдельные достопримечательности города, заметные с верхних этажей высотки. На фото ниже свое начало берет Новая Басманная улица. В том месте, где к ней примыкает Красноворотский проезд, можно увидеть конструктивистское здание поликлиники РЖД (ранее Наркомата путей сообщения), за ним − храм Апостолов Петра и Павла. Справа − доходный дом Московского Басманного товарищества в готическом стиле. А в левом верхнем углу фотографии хорошо заметен Елоховский собор, являвшийся патриаршим собором Русской православной церкви с 1938 по 1991 годы.
Вид на районы Басманный и [вдалеке] Лефортово и Соколиная гора. Честно говоря, даже странно, что одни из самых интересных и самобытных столичных районов сверху выглядят так невзрачно и однородно. Из достопримечательностей здесь можно выделить разве что многоэтажную сталинку главного корпуса МГТУ им. Баумана. Как она выглядит внутри и как с ее верхних этажей выглядит высотка на Красных Воротах я уже также показывал ранее.
А вот и знаменитый «Дом-паровоз» на Садовой-Черногрязской, построенный как Запасной двор в 1758 году и ставший Зданием Народного комиссариата путей сообщения после масштабной реконструкции в 30-е годы прошлого века. Справа от него − традиционная пробка на Садовом кольце между Курской и Сухаревской.
Вид на Садовое кольцо в сторону Курской. Слева внизу на фото виден двор, включенный мной в 10 самых красивых дворов Москвы. За ним − здания (газгольдеры) Московского газового завода, ныне ставшего бизнес-центром. Еще дальше − современное офисное здание Голден Гейт на площади Рогожской Заставы. Правее различимы Спасо-Андронников монастырь и Сергиевская церковь.
Некоторые архитектурные элементы внешнего декора на верхних этажа высотки затянуты сеткой, предохраняющей их от разрушения и осыпания. Справедливости ради, таких здесь меньшинство, в отличие, например, от высотки на Баррикадной.
А вот вид в сторону делового центра Москва-сити. Справа и слева от небоскребов хорошо видны шпили гостиницы «Украина» и высотки на Баррикадной. Прямо по центру фотографии − Церковь новомучеников Сретенского монастыря. Даже не предполагал, что она настолько сильно выделяется на общем фоне городской застройки. А чуть левее за ней отчетливо видна мэрия Москвы. Ее присутствие на фотографии стало для меня настоящим открытием, поскольку, находясь на высотке и фотографируя, сам я ее не видел.
Вид в другую сторону Садового кольца. Из заметного на горизонте слева направо: Москва-сити, высотные здания на Беговой, БЦ «Оружейный», многоэтажки на Ходынском поле, жилой комплекс Триумф Палас в районе станции метро Аэропорт.
Крыша одного из 11-этажных крыльев здания:
Проспект Академика Сахарова и Останкинская башня вдалеке.
Но, конечно же, самые лучшие виды здесь из окон лицевого фасада высотки: большинство главных достопримечательностей Москвы видны отсюда как на ладони. Лучше всего заметен южный вестибюль станции Красные Ворота в форме сложного портала из четырех концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и отсылающего нас к самим Красным воротам, располагавшимся ранее на площади. Но стоит присмотреться вдаль...
...как в голову тотчас приходят знаменитые строки Сергея Михалкова «А из нашего окна Площадь Красная видна...». Собор Василия Блаженного, несколько кремлевских башен и золотые купола кремлевских церквей и соборов действительно видны отсюда невооруженным глазом. Но далеко не только они. На горизонте также хорошо заметны (слева-направо): здание Президиума РАН на площади Гагарина, верхняя часть памятника Петру I, Храм Христа Спасителя, Главное здание МГУ и Исторический музей. А прямо по центру фотографии видна барочная Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) высотой 84 метра.
Левее прекрасно видна высотка на Котельнической набережной. Да, за последние десятилетия на горизонте выросло еще несколько небоскребов, но все же вот так отчетливо наблюдая одну сталинскую высотку с верхних этажей другой, понимаешь смысл утверждения о том, что именно эти семь зданий 1950-х годов сформировали новый облик города и стали его новыми архитектурными доминантами. Конечно же, оставаясь ими и по сей день.
Еще пара окрестных видов, прежде чем спуститься вниз.
А что это за любопытное древнее здание, словно спрятавшееся в одном из чистопрудных переулков среди густых крон деревьев, кто-нибудь в курсе? Если да, то давайте сохраним этот небольшой секрет Полишинеля между нами хотя бы на пару недель:) А всем остальным я предлагаю обязательно дождаться ближайшей подборки, посвященной малоизвестным (но при этом крайне интересным) достопримечательностям Москвы. Тогда-то мы и поговорим об этом старинном здании подробнее!
Ну, а заканчиваем мы нашу экскурсию по высотке на Красных Воротах, как и договаривались, вместе с Лермонтовым. А точнее рядом с памятником поэту, также известному, как мужик в пиджаке:) Данный кадр сделан из арки здания, ведущий во внутренний двор. А рядом с ним обнаружилось и дерево, которое кроме как громким возгласом «во» и активной жестикуляцией в стиле Косого из «Джентльменов удачи» и не опишешь:)
И на этом о высотке на Красных Воротах на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, вам было интересно! Ниже я привожу ссылки на уже опубликованные статьи о других столичных высотках:
СТАТЬИ О ВЫСОТКАХ МОСКВЫ
Буду рад, если вы подпишитесь, поставите лайк и сделаете репост данной статьи в социальных сетях. Совсем скоро вас ждут новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.