Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!
Сегодня у нас на очереди следующая, уже третья по счету, сталинская высотка Москвы, жилой дом на Котельнической набережной. Напомню, ранее мы уже побывали внутри гостиниц «Украина» и «Ленинградская» и полюбовались их роскошными интерьерами. Но одно дело престижные гостиницы, являвшие собой по сути витрину страны, и совсем другое − высотка, которую строили «для своих». Хотя на деле дом на Котельнической набережной в этом плане тоже далеко не показатель, ведь в качестве «своих» здесь выступали представители высшей партийной элиты, чиновники НКВД-МВД, ведущие ученые страны, а также известные на весь Союз деятели искусства. Простому советскому человеку путь сюда был заказан.
В наше время высотка на Котельнической набережной условно открыта для желающих посмотреть ее изнутри. Причем вариантов, как говорится масса: хотите остановиться на ночь − к вашим услугам апартаменты под сдачу стоимостью от 4000 рублей/ночь. Желаете снять квартиру на месяц? Сделать это возможно за 60-70 тысяч рублей. Ну, и наконец для тех, кто твердо уверен в долгосрочности своих намерений, есть сразу несколько объявлений о продаже квартир. Цены начинаются от 20 миллионов рублей за однокомнатную квартиру. Ну, а тем, кому достаточно лишь мельком увидеть интерьеры одного из самых ярких образцов сталинского ампира, наверняка будет достаточно и сегодняшней статьи. В ней вас ждет описание как минимум двух проверенных способов того, как, не переплачивая, оказаться внутри высотки.
Итак, поехали!
Не буду долго тянуть с первым способом, тем более что сам я попал внутрь здания, воспользовавшись именно им. На протяжении уже 17 лет в высотке на Котельнической набережной работает музей прославленной советской балерины Галины Улановой. Музей, как нетрудно догадаться, открыт прямо в квартире, где прима прожила порядка 12 лет, с 1986 по 1998 годы (до того почти четверть века Галина Сергеевна проживала в другой квартире в этом же доме). Сам музей открыт для посещения по предварительной записи по телефону, стоимость для взрослых − 300 рублей. Сегодня правда, очевидно, не лишним будет уточнить дополнительные правила посещения, введенные в связи с пандемией.
Но прежде чем зайти внутрь, предлагаю коротко познакомиться с историей самой высотки и узнать несколько любопытных фактов о ней. Здание начали строить первым среди всех сталинских высоток Москвы, еще в конце 1930-х годов, и, что примечательно, высоткой оно могло так и не стать. Первым был построен корпус, расположенный вдоль Котельнической набережной (на переднем плане на фото выше), но с началом Второй мировой войны советское правительство прекратило работу над дорогостоящим проектом, и в течение десяти лет первый корпус так и оставался единственным. Не будь в итоге построен главный корпус с башней, здание было бы во многом похоже на сталинки на Фрунзенской набережной или набережной Тараса Шевченко в Москве. Но, к счастью, история распорядилась иначе.
В конце 1940-х годов к проекту снова вернулись, и в итоге официальной датой заложения высотки на Котельнической набережной стало 7 сентября 1947 года, день 800-летия Москвы. Строительство велось ударными темпами, но, учитывая масштабы работ, потребовало без малого пяти лет. Первые жители стали заселяться в новые корпуса только в 1953 году. Поскольку Дворец Советов (на месте нынешнего Храма Христа Спасителя), а также административное здание в Зарядье (там где впоследствии появилась гостиница «Россия») так и не были построены, жилой дом на Котельнической набережной стал «центральной» высоткой Москвы, расположенной менее чем в полутора километров от Красной площади и Кремля.
Здание было введено в эксплуатацию уже после смерти Сталина, когда отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. На смену величественности и монументальности пришли типовое проектирование, высокие темпы строительства и его экономичность. Впрочем, уже реализованных проектов, включая и высотку на Котельнической набережной, данные меры почти не коснулись, хотя само здание и его архитекторы формально все же были подвергнуты критике. При этом квартиры в нем государство выделяло прежде всего известным деятелям искусства и науки, что подчеркивало элитарный статус высотки. В разное время в доме проживали актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, актеры Михаил Жаров и Александр Ширвиндт, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, писатели Василий Аксенов и Константин Паустовский и композитор Никита Богословский. Ключи от квартиры в доме получил даже его архитектор Дмитрий Чечулин.
И хотя архитекторы у всех «семи сестер» были разные, вот что сам Чечулин писал о сталинских высотках в своей автобиографии под названием «Жизнь и зодчество»: «Они [высотки] одеты в белокаменный наряд, их башни, увенчанные ажурными переплетами арок, устремлены ввысь, как шатровые крыши древнего Кремля, а весь облик соответствует нашей русской природе, близок ее поэтическому характеру... Неудивительно поэтому, что высотные здания слились с историческим силуэтом Москвы». Как по мне, отлично сказано!
Итак, настало время проследовать внутрь.
Путь наш лежит в центральный корпус. В соответствии с нумерацией главный вход ведет в подъезды 3 и 4. Возвращаясь к теме почетных жителей высотки, стоит заметить, что вокруг входа висит не меньше десятка памятных досок. Недавно в этом блоге уже выходила статья о самых интересных мемориальных досках Москвы, но одних только досок, установленных на фасаде этой высотки, уже может хватить на отдельную статью.
А вот так центральный вход выглядит уже изнутри:
Изначально в доме было 540 квартир. Почему изначально, а не сейчас? Дело в том, что в прессе регулярно появляются истории об объединении некоторыми состоятельными жильцами нескольких квартир в одну. Так что с уверенностью можно сказать только то, что больше 540 их за последние годы точно не стало, а вот насколько сократилось это количество, наверное, не скажет никто.
Все-таки жить здесь по-прежнему довольно престижно. Отличное месторасположение, рядом набережные, сразу несколько тихих скверов, Бульварное кольцо расположено в двух шагах, да и до Кремля буквально рукой подать. До метро разве что далековато, но едва ли это является существенным недостатком для большинства жильцов. К тому же в самом доме есть все необходимые сервисы и службы, а также супермаркет. И, наконец, здание, будучи памятником культурного наследия, охраняется государством и поддерживается в отличном состоянии. И именно по этой причине жильцы дома не платят за его капитальный ремонт.
Ну, а мы, пройдя через центральный холл, попадаем в лифтовый холл, пожалуй, самый красивый и нарядный во всем здании. Холл украшен барельефами и потолочными росписями в духе соцреализма, на которых изображены счастливые советские граждане, танцующие, гуляющие и просто радующиеся жизни.
Сюда, кстати, с улицы уже не попасть. Сразу за входом дежурят бдительные тетушки-консьержки, которые первым делом спросят, куда вы направляетесь. А услышав, что в музей Улановой, обязательно уточнят, записывались ли вы, и только после положительно ответа укажут на лифты и попросят подняться на 6 этаж. Пишут, что раньше нужно было ждать в холле, пока за вами не спустятся смотрительницы музея и не заберут. Но теперь вот стало попроще.
Забегая вперед, стоит сказать, что на обратном пути смотрительница музея уже передаст вас консьержке «из рук в руки». Так что, если хотите изучить высотку чуть подробнее, делать это лучше перед посещением музея. После такой возможности не будет, проверено.
Ну, а в лифтовом холле обязательно стоит посмотреть на потолочную роспись. Тут она, конечно, менее торжественна и монументальна, чем в холле гостиницы «Украина», но тоже по-своему хороша.
За центральным лифтовым холлом есть еще один, уже не такой парадный и не представляющий большого интереса. Да и в целом вся «парадность» здания, по крайней мере его интерьеров, сосредоточена в центральном и лифтовом холлах. В остальном все выглядит довольно основательно и массивно, в полном соответствии с традициями сталинского ампира, но при этом без излишней вычурности.
То же самое можно сказать и о лифтовых холлах на других этажах. Хотя за все не скажу, так как сам видел лишь два. Немного лепнины на потолке, увесистые люстры, паркетные или мраморные полы и массивные деревянные двери, большей частью оригинальные. Да, красиво, но, как видите, ничего сверхъестественного.
За одной из таких дверей и расположена квартира Галины Улановой, ныне превращенная в музей. Если бы не висящая рядом табличка, ни за что не догадаться, за какой именно. Зайдем внутрь.
Сама квартира, конечно, не сказать, чтобы простая, но по нынешним меркам называть ее элитной будет, как минимум, большим преувеличением. Другой вопрос, что по меркам советским [и даже меркам 1990-х] смотрится она исключительно достойно. А уж ее площадь (140 метров) так и вовсе была запредельной для рядового советского человека и остается таковой для подавляющего большинства жителей России.
Музей демонстрирует прижизненную обстановку квартиры балерины. Среди экспонатов − большое количество антиквариата и подаренных Улановой предметов декоративно-прикладного искусства, афиши и фотографии выступлений балерины, а также сотни сохранившихся личных вещей.
Квартиры в высотке на Котельнической набережной сдавались уже меблированными, абсолютно готовыми к проживанию. Столы, стулья, шкафы и кровати − все здесь было в наличии, и надо полагать, что качество всей мебели было значительно выше, чем «в среднем по стране». Конечно, присутствовали в интерьерах и декоре помещений и традиционные детали сталинского ампира — массивная деревянная мебель, межкомнатные двери, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки. К слову, паркеты, двери и оконные рамы в квартире сохранились оригинальные.
Ну, а единственной оригинальным предметом мебели в квартире Галины Улановой является массивная деревянная вешалка. Вся остальная мебель была куплена уже самой балериной.
Спальня в квартире довольно скромная. Никаких роскошных кроватей с балдахинами.
Зато библиотека Галины Улановой включает в себя более 2400 книг, 300 из которых с дарственными надписями. Впрочем, коллекционирование книг было довольно распространенным хобби в Советском Союзе, но столь обширным собранием похвастаться, конечно же, могли немногие.
Если приглядитесь (фотографии в карусели ниже), наверняка найдете экземпляры, которые хранились, а, может быть, и хранятся до сих пор в вашей домашней библиотеке. Ну, а в коллекции Галины Улановой сразу несколько сотен книг, в том числе и на иностранных языках, посвящены театру и балету.
Конечно, отдельного внимания заслуживают виды из окон квартиры и с балконов (их здесь два). Отсюда как на ладони видны Большой Устьинский мост, место впадения Яузы в Москву-реку, Воспитательный дом, Кремль и Собор Василия Блаженного. Квартира расположена всего лишь на шестом этаже, но из-за высоких потолков создается впечатление, что находишься намного выше, этаже на десятом.
Впрочем вид из окна квартиры претерпел за последние годы немало изменений. При жизни Галины Улановой бо́льшая часть Кремля была закрыта огромной гостиницей «Россия», высоток района Москва-сити еще не было и в помине, а Храм Христа Спасителя только-только достраивался.
Вид на Раушскую набережную, храм святителя Николая в Заяицком и ГЭС-1, старейшую действующую тепловую электростанцию России.
В другую сторону видны Ивановская горка и Хитровская площадь, Иоанно-Предтеченский монастырь, кафедральный собор Святых Петра и Павла и резко контрастирующая с окружающей застройкой советская высотка на Маросейке.
Если выглянуть с балкона, можно увидеть, что на уровне пятого этажа расположена большая площадка. Полагаю, что жители высотки могут свободно выходить на нее. К слову, на последних этажах здания есть сразу две открытые площадки с прекрасными открыточными видами на всю Москву до самого горизонта. Уверен, что, если бы там открылись смотровые площадки, от посетителей не было бы отбоя. Препятствует этому, скорее всего, жилой статус дома, а большинство его жителей почти наверняка против появления здесь посторонних.
И именно недовольством жителей смотрители музея объясняют необходимость спускаться с гостями на лифте и провожать их до самого выхода. Якоба каждую неделю на них пишут по несколько жалоб из-за посетителей, которые после визита в квартиру-музей Улановой идут самостоятельно исследовать высотку и ее интерьеры. Так что еще раз, если хотите посмотреть на высотку изнутри, делать это лучше перед посещением музея и максимально осторожно, не создавая неудобств живущим здесь людям.
А уже на первом этаже под предлогом «жильцы жалуются» консьержки попросят вас покинуть здание как можно скорее. Я, кстати, изначально, зайдя в высотку, даже удивился, что тут за порядком следят не суровые громилы-охранники, а две женщины преклонных лет, но их бойкость и настойчивость были на самом высоком уровне.
И тут, кстати, самое время привести второй способ попадания внутрь высотки, о котором я написал еще в самом начале статьи. Того, кто воспользуется им, охотно пропустят и не будут выгонять, а посещение здания не только не отнимет ни копейки, но даже позволит и заработать. Проиллюстрирую его фотографией:)
Ну, а если серьезно, то самым простым способом попасть внутрь высотки на Котельнической набережной смело можно считать посещение кинотеатра «Иллюзион», расположенного в боковом крыле здания. Зайти внутрь можно совершенно свободно, даже не покупая билет на один из сеансов.
Помещение «Иллюзиона» до сих пор сохранило прежние элементы декора сталинской эпохи: парадные люстры в стиле ар-деко, массивные бронзовые светильники и лепнину на стенах, высокие потолки и резные колонны.
К слову, при кинотеатре работает отличный и при этом даже не слишком дорогой по московским меркам буфет. И, наконец, в противоположным крыле здания, выходящем к Москве-реке, открыт обычный сетевой супермаркет. С формальной точки зрения попасть туда еще проще и даже не придется испытывать каких-либо неудобств.
Пытаться попасть в другие подъезды едва ли имеет смысл. Их интерьеры не сильно отличаются от таких же подъездов в других сталинских домах того времени. Вот, к примеру, фотография одного из подъездов в боковом крыле здания, сделанная через глазок:
Кроме того, попасть на внутреннюю территорию высотки также можно совершенно беспрепятственно. Зайти туда можно через одну из парадных арок по бокам от центрального входа.
Бо́льшую часть территории занимают ряды крытых гаражей, построенных еще в военное время. Гараж, к слову, также является памятником архитектуры, в связи с чем менять его внешний облик запрещено. А на его крыше разбит небольшой сквер, а также находится несколько спортивных площадок (фотографии в карусели ниже).
Встречаются во дворе даже шедевры советского автопрома, не исключено, что купленные хозяевами немногим позже получения ими квартиры в самой высотке.
В завершении не могу вас не предостеречь. Если все-таки решите прогуляться по скверу на территории высотки, имейте в виду, что у него также есть свой хозяин (не исключено, что и несколько), который, возможно, совсем не будет рад вашему приходу. Заявить об этом он, может, и не решится, но вот недобро поглядывать на вас со стороны однозначно будет:)
И на этом о высотке на Котельнической набережной на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!