Было у отца три сына, и развела их Гражданская война: один встал на сторону красных, другой примкнул к белым, третий оказался в стане бандитов-анархистов. Вот так выглядит завязка картины «Ненависть» (1977) режиссёра Самвела Гаспарова по сценарию Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Изначально Володарский и Михалков даже и не планировали делать кино. Они ещё во время работы над дебютной лентой Михалкова-режиссёра «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) начали писать рассказ, который чуть позже был напечатан в газете «Литературная Россия». Его прочитал молодой режиссёр Самвел Гаспаров, мечтавший снимать приключенческие фильмы с перестрелками, погонями, интригами. Как позже отмечали сценаристы,
темпераментный Гаспаров не просто пришёл к ним с предложением создать сценарий, а принёсся подобно стихийному бедствию. Володарский и Михалков быстро переработали рассказ в сценарий, который приняла в работу Одесская киностудия.
В процессе съёмок история немного изменилась, но в целом суть осталась та же: братья с разными жизненными позициями должны решить, важнее для них родство или идеология.
Процесс выбора актёров затянулся. Сценаристы заранее видели определённых исполнителей, но у режиссёра было собственное мнение по поводу подходящих артистов, и временами оно резко отличалось от мнения сценаристов. Так, на роль старшего брата, красноармейца Фёдора, человека с душой живой и доброй (так охарактеризовал его экранный отец) он пригласил Евгения Солякова из БДТ, который был не слишком известен кинозрителям.
Роль среднего Степана из стана белых, которого «жадность насквозь проела», сыграл Иван Мацкевич. Для Мацкевича это была первая крупная роль, в отрицательном образе он смотрелся органично и позже ему нередко будут предлагать именно такие роли.
А младшего Митьку, юного и бесшабашного, у которого «дурь в голове гуляет», изобразил Евгений Леонов. Как ни удивительно, но именно Евгений,
самый молодой актёр «Ненависти», был и самым опытным: он начал сниматься ещё школьником, так что в его фильмографии к 1977 году было уже больше десятка лент.
Позднее Евгений добавит к фамилии вторую часть и станет популярным уже как Леонов-Гладышев (здесь он в титрах пока ещё просто Леонов).
Особенные споры между режиссёром и сценаристом возникли вокруг образа белогвардейского полковника Ставрогина, экстравагантного, но выдержанного, умеющего стойко принимать поражение. Гаспаров сразу предложил на роль Константина Степанкова, опытнейшего кино- и театрального актёра и педагога, но Михалков и Володарский были против. Тем не менее
Гаспаров настоял, полковника сыграл Степанков и уже потом сценаристы признали, что он сумел сделать героя даже более ярким, чем тот был в сценарии.
Ну и отдельно надо отметить, конечно же, единственную героиню - возлюбленную Мити Нюру. Эта роль отошла 19-летней Елене Цыплаковой, у которой в активе были уже сильные роли в школьных драмах, хотя главный её фильм, «Школьный вальс» (1978), ещё был впереди.
Елена здесь предстала в очень эффектном виде: отважная красавица в обтягивающих брюках, отлично владеющая оружием, гордая, острая на язык. В общем, настоящая героиня боевика, способная сражаться наравне с мужчинами.
Снялись в фильме также Лев Перфилов и Павел Кормунин. А в самом начале в небольшом эпизоде появился почти без слов Борис Хмельницкий. Его герой неудачно сыграл в «русскую рулетку», отчего эпизод вышел несколько кровавым.
Сняли захватывающую картину быстро. В ней было всё, чего хотел Самвел Гаспаров: перестрелки и пожары, скачки на лошадях и драки. Была здесь и небольшая романтическая линия (хоть и несколько невнятная), и краткие беседы о семье. Разумеется,
во многом фильм получился прямолинейным и немного стилизованным, и это признавали сами сценаристы, говорившие, что умышленно выписали характеры условные, поставили героев в ситуации очевидные и вообще не углублялись в психологию.
Это была своего рода жертва в пользу большей динамики и увлекательности. «Ненависть» делалась в первую очередь для молодых зрителей, которым нужна была зрелищность, а не драма. И с этой точки зрения фильм вполне получился.
А как вам кажется, название фильма соответствует сюжету? Мне показалось, что главное тут — вовсе не ненависть.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: