Молдавский режиссёр Эмиль Лотяну к началу семидесятых годов уже приобрёл известность в республике. Его насыщенные национальным колоритом фильмы хорошо принимали в Молдавии, но масштабных работ, которые принесли бы ему известность во всём Советском Союзе, у Лотяну ещё не было. В 1973 году Лотяну приехал в Москву и впервые начал работать на самой крупной киностудии страны - «Мосфильме».
Сценарий о цыганах с названием «Табор уходит в небо» режиссёр написал сам, взяв за основу произведения Максима Горького. Лотяну вообще был человек многогранным и работоспособным, он любил литературу и даже пробовал себя в поэзии.
Переложить рассказы Горького для экранизации ему труда не составило, и сценарий утвердили быстро.
После этого Лотяну начал готовиться к съёмкам масштабной музыкальной мелодрамы про цыганскую жизнь и начал делать это с музыки. Вместе с давним соратником композитором Евгением Догой режиссёр прослушивал сотни цыган, отсмотрел потенциальных исполнителей, приглашая их из разных концов страны.
Доге предстояла задача крайне сложная - ему нужно было написать музыку, которая пришлась бы по вкусу если не всем, то уже как минимум большинству советских цыган.
И, как выяснится после премьеры, композитор с этой задачей справился.
Параллельно с созданием музыки шёл и отбор артистов. Для Лотяну первоочередной проблемой стал поиск выразительный фактурных лиц, мужчин и женщин, которые не играли бы на камеру, а жили бы перед ней.
В итоге в кадре появились целые цыганские кланы, многие представители которых позднее сделали карьеру в кино и на эстраде.
На главную роль Эмиль Лотяну хотел взять потомственную цыганку.
Но потенциальные исполнительницы одна за другой отказывались: главная героиня Рада, по мнению цыган, была чересчур вольна в поведении.
Кроме того, в сценарии были сцены любви, в том числе немыслимо эротические по тем временам, и появление в таком виде на экране ни одной юной цыганке не простили бы. И тогда измотанный поисками Лотяну предложил роль молдавской актрисе Светлане Тома.
С ней он был знаком уже почти десять лет. Собственно,
именно Лотяну и открыл Светлану Тома как актрису, сняв её в дебютном фильме ещё «Красные поляны» в 1966.
С тех пор она появлялась в каждой его картине и согласилась и на этот раз. Правда, худсовет утвердил её лишь с третьей попытки, зато Лотяну точно знал, что со Светланой не будет проблем.
Главного героя в ленте о цыганах сыграл тоже не цыган, а молдаванин.
Это был Григоре Григориу. Григоре тоже был открытием Лотяну и впервые появился на экране всё в тех же «Красных полянах» и тоже много работал с режиссёром.
Но выбор основных исполнителей оказался таким удачным, что
зрители даже не поняли, что в цыганской картине снялись не цыгане,
а сами цыгане признали в Светлане Тома и Григоре Григориу героев.
Самым провокационным моментом в лента стала пикантная сцена, когда Рада обнажает бюст. Цыганский этикет такого не допускает, но Лотяну решился вставить столь броский эпизод, чтобы в очередной раз подчеркнуть вольнолюбивый характер героини. Но
для Светланы Тома эти съёмки стали настоящим испытанием.
И не только потому, что ей нужно было предстать перед съёмочной группой, а потом и перед миллионами зрителей в весьма нескромном виде, но и потому, что жаркий во всех смыслах эпизод снимали глубокой осенью. По сюжету влюблённые в порыве страсти скатываются в реку посреди летнего дня, в реальности же Тома и Григориу попадали в ледяную Тису, а когда они выбирались из воды, изо рта валил пар. Завершились съёмки пылкой сцены тем, что Светлана подхватила простуду.
В 1976 году «Табор уходит в небо» вышел в прокат. Сказать, что картина произвела фурор, будет мало: фильм буквально взорвал кинотеатры. Мало того, мелодрама Лотяну стала международным кинохитом:
её купили 112 стран. Такого успеха не достигла ни одна другая советская и уж тем более российская лента.
Ну а Светлану Тома безоговорочно признали главной цыганкой (и лучшей актрисой года) СССР и по сей день помнят её именно по роли своенравной Рады.
А вы опасаетесь встреч с цыганами?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296