Знаковым фильмом для режиссёра Сергея Эйзенштейна стал, конечно же, «Броненосец “Потёмкин”» (1925). Но в его фильмографии есть ещё два шедевральных полотна, которые и по сей день считаются почти эталонными: это исторические картины «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944).
Лента «Александр Невский» появилась как результат государственного заказа.
При этом она получилась действительно исторической, хотя нельзя не проследить аналогии между противостоянием тевтонских рыцарей и русского князя и тогдашней ситуаций в мире, когда уже вовсю заявила о себе фашистская Германия. Сценарий написал сам Эйзенштейн в паре с писателем Петром Павленко, но первая версия сценария была раскритикована историками как решительно не достоверная. Но в итоге всё-таки получилась литературная основа, в которой были учтены подлинные факты. Не обошлось и без художественного вымысла, однако он вплетён в ленту деликатно.
Поскольку сценарий создавал режиссёр,
почти все роли писались под конкретных исполнителей.
В роли Невского Эйзенштейн сразу видел Николая Черкасова, звезду кинематографа тридцатых. Его соратников сыграли театральная знаменитость Николай Охлопков и молодой, но уже замеченный зрителями и перспективный Андрей Абрикосов (к слову сказать, первый исполнитель роли Григория Мелехова в «Тихом Доне» 1930 года, а потом и «гадский папа» в комедии «Свадьба в Малиновке», вышедшей в 1967).
Снимали фильм в сжатые сроки.
Сергей Эйзенштейн, бывший по натуре экспериментатором-новатором, намерено отказался от съёмок на натуре, в Новгороде, несмотря на то, что там обстановка отлично сохранилась.
Вместо этого он предпочёл отправиться в Переславль-Залесский, на родину Невского, а ключевую сцену, сражение на Чудском озере, и вовсе создали в павильоне (а ещё ходят слухи, что потопление тевтонцев снимали в бассейне Сандуновских бань) . Для этого пришлось применить массу киношных хитростей, зато эпизод моментально стал классикой и даже по нынешним меркам смотрится впечатляющим.
Не менее любопытна и некоторая театральность ленты. Музыку к ней написал Сергей Прокофьев, и в кадре часто прослеживается связь между действиями, жестами и даже мимикой актёров и музыкальными акцентами. За эту «оперность» Эйзенштейна впоследствии даже упрекали, но
это тоже был своего рода визуально-музыкальный эксперимент.
Премьера «Александра Невского» прошла с успехом. Единственное, что расстраивало зрителей, - звук. Всё дело в том, что
звуковую дорожку одобрил главный советский цензор, Иосиф Сталин, и Эйзенштейн побоялся её менять, хотя она была не лучшего качества.
Увы, довольно скоро лента отправилась на полку. Причиной стала политическая ситуация: поскольку в конце тридцатых отношения СССР и Германии были пока тёплыми, аллюзии на жёсткое противостояние, читавшиеся в сюжете, были не к месту. Так что о картине предпочли на время забыть. Правда, спустя несколько лет, когда началась Великая Отечественная война, патриотическая тема стала как никогда злободневной, и фильм зрителям вернули.
Сегодня «Александр Невский» - классика советского кино. Фильм растаскан на цитаты, а уж фраза князя
«Но если кто к нам с мечом войдёт, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля»
вообще никогда не теряла актуальности и повторяется по любому поводу. Построение рыцарей «свиньёй» и их эпичный уход под лёд стали, кажется, притчей во языцех, и неоднократно вдохновляли даже Голливуд.
Ну и в заключение напомню любопытный факт. В разгар войны в 1942 году Президиум Верховного Совета СССР учредил орден Александра Невского. Прижизненных достоверных изображений князя не сохранилось, поэтому решено было на ордене изобразить Николая Черкасова в образе Невского из одноимённого фильма.
А что вы видите в «Александре Невском»? Победу русского воинства в 13 веке или историю 20 века?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296