К середине восьмидесятых актёр Всеволод Шиловский был уже известным и популярным. Но его натура требовала простора, так что он начал пробовать себя в режиссуре, ставил телефильмы и спектакли. В 1985 году Шиловский приехал в Одессу, чтобы отдохнуть на море, и там встретился с давним товарищем Иваном Лымарем. Тот тогда только-только занял пост директора Одесской киностудии и мечтал, чтобы у него появился громкий фильм. Этими мыслями он поделился с Шиловским, и Всеволод решил помочь другу. Он сказал, что
снимет действительно кассовую картину всего за месяц.
Конечно, по тем временам это было практически невозможно, но Шиловский был уверен в себе.
За основу он взял спектакль, поставленный им же несколькими годами ранее в Ростовском театре драмы.
Комедийная постановка «Моя профессия - синьор из общества» по пьесе итальянских авторов с аншлагом шла семь лет.
Быстро переделав пьесу в сценарий с названием «Миллион в брачной корзине», Шиловский отправил его в украинское отделение Госкино. На удивление быстро разрешение было получено, правда, с одним условием:
раз фильм снимается в Украине, значит, и сниматься в нём должны украинские актёры.
Но это совсем не понравилось режиссёру, поскольку он точно знал, кто должен играть в комедии.
Главную роль он сразу отдал Александру Ширвиндту. Поразительно, но
Ширвиндт, который к середине восьмидесятых был уже настоящей театральной, эстрадной и телевизионной звездой, в кино всегда играл роли второстепенные,
за исключением, пожалуй, ленты «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Шиловский был уверен, что Ширвиндту давно пора переходить на главные роли, так что других кандидатов не рассматривал.
Темпераментную супругу синьора Папагатто, которого и играл Ширвиндт, воплотила Софико Чиаурели. Иностранок ей было играть не впервой: в 1982 году она стала секретаршей-француженкой в комедийном детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину». Роль сестры героя режиссёр отдал актрисе театра «Современник» Галине Соколовой, с которой был знаком ещё со времён учёбы в Школе-студии МХАТ, а соседа с сомнительной репутаций сыграл Игорь Богодух, артист Ростовского театра драмы, с Шиловский которым был дружен. Богодух, кстати, и в спектакле играл ту же роль.
В картине появились и два молодых исполнителя: начинающая Ольга Кабо, которая ещё оканчивала школу, и 24-летний Алексей Яковлев. Интересно, что родители Ольги никакого отношения в кино не имели, но она в будущем стала кинозвездой. А вот
Алексей был наследником двух кинематографических династий: его отцом был актёр Юрий Яковлев, а матерью - Екатерина Райкина, дочь Аркадия Райкина.
Но он, попытав счастья в творческой профессии, этим не увлёкся и переключился на бизнес.
А ещё Шиловский пригласил в картину Николая Гринько. Таким образом он отчитался перед украинским Госкино и показал, что украинские актёры у него тоже есть. На самом деле режиссёр сам очень хотел поработать с Гринько и снять его именно в комедии.
В советском кинематографе за Николаем Григорьевичем закрепилось амплуа актёра серьёзного, драматического, интеллектуального.
Он же всю жизнь мечтал о комедии, да и начинал он как комик. Но режиссёры не видели его в таких образах, так что во многом талант Гринько остался нереализованным.
Поскольку Всеволод Шиловский был ограничен во времени, он решил снять все сцены в одном павильоне и несколько сцен отснять на улице.
Декорации возвели за пару недель, хотя обычно на это выделялось три месяца.
Поторопить рабочих смог увеличенный гонорар, который Шиловский выбил у Лымаря. Кроме того, Шиловский придумал хитрость. В первых кадрах синьор Папагатто любуется на родной Неаполь, но ни о какой поездке за границу и речи не могло быть. Тогда
режиссёр попросил принести иностранные журналы, в одном из которых отыскал панорамную фотографию Неаполя. Её и снял оператор,
а на экране кажется, будто перед героем действительно простирается итальянский город.
Стараниями артистов, режиссёра и технических специалистов «Миллион в брачной корзине» действительно создали за месяц. Худсовет не только оценил картину, но и дал ей первую прокатную категорию, осчастливив Ивана Лымаря. Зрители тоже приняли комедию на ура, в прокате лента прошла с огромным успехом. И, несмотря на то, что на экране нет ни одного итальянца, ни единого вида Италии, история смотрится не хуже, чем знаменитые фильмы с Адриано Челентано.
Ну и в финале хочу сказать, что для меня «Миллион в брачной корзине» - это своего рода бенефис Николая Гринько. До этого фильма я знала Гринько как добродушного, слегка рассеянного профессора-создателя Электроника в «Приключениях Электроника», эдакого типичного учёного, вдумчивого, погружённого в свои мысли, интеллектуала и интеллигента. И тут вдруг полоумный дедуля с нелепыми повадками, который то и дело разражается рыданиями! В общем, это было открытие. А вас Николай Гринько удивил в этой комедии?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296