Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики✨
Больше года назад я писала такую статью:
Ту статью о том, что память травмированного в детстве человека полна пробелов, я готовила на основе своих идей и наблюдений, еще до знакомства с психоанализом. Изучая сегодня психоаналитические материалы, я нашла подтверждения своих взглядов, сделанные З. Фрейдом еще в начале его пути. Говорю я об этом потому, что, с одной стороны, мы и сами способны глубоко подметить какие-то явления в жизни и очень тонко их понять; а психологическая помощь и зародилась на исследовании и наблюдении. А, с другой стороны, научные труды помогают свои наблюдения подтвердить или обогатить, связать воедино с другими точками зрения.
Сегодня же хочу чуть задержаться на том, почему так происходит, что воспоминания о травме и всем том, что связано с ней, могут стираться.
Травма, в своей сути - тоже воспоминание. Болезненное воспоминание о каких-то событиях. Воспоминание, подкрепленное непереработанным и мощным аффектом.
Аффект, вызванный теми событиями, по-прежнему живет в нашей психике и причиняет страдания.
Что тогда может способствовать ослаблению этого аффекта?
Обычно наши воспоминания идут на убыль, потому что ослабевают впечатления, связанные с ними. В случае же травмы ослабления впечатлений не происходит. Почему?
Наши впечатления о чем-то ослабевают не сами по себе, а когда происходит реакция на события.
Получается, в случае травмы, мы можем говорить, что не происходит реакции на события.
Получается, травмируясь, мы избегаем реакции на события, а с ней и развития внутри своего мышления соответствующей причинно-следственной связи, расставляющей все на места и называющей все своими именами.
Чтобы лучше понять этот механизм, мне кажется важным подразумевать, что Детская травма происходит с ребенком, а это значит, тут предлагаю задаться вопросом: как ребенок может отреагировать на болезненные, зачастую насильственные, неадекватные (когда ребенок еще не сформировал своих представлений об адекватности), еще и на постоянной основе, действия взрослого в своей адрес?
1. Ребенку остается только терпеть и молчать в ответ на травмирующие действия взрослого в свой адрес.
2. Эта невозможность осложняется еще и тем, что:
- чтобы дать отпор или обозначить свой дискомфорт нужно иметь смелость и ресурс, чтобы предъявить себя, пойти на конфликт, обозначить проблему; нужно ощущать себя наравне с другим;
- ребенок (до какого-то момента) очарован своими родителями;
- ребенок очень боится потерять связь и оторваться от своих родителей;
- сам факт травмирующего отношения к ребенку говорит о том, что главенствующая позиция взрослого в жизни и восприятии ребенка усилена еще и этим травмирующим доминированием.
Поэтому отреагировать на эти события ребенку и его пока что юной, малоопытной, психике просто не представляется возможным.
И потому ребенок стремится подавить все свои реакции. Просто выкинуть их за пределы своей реальности, вытесняя вместе с ними и мощные эмоциональные заряды.
3. Психика ребенка еще не окрепла, потому пока еще очень восприимчива и не очень много понимает в жизни, не во всем отличает реальность от фантазий, и это еще больше способствует вытеснению болезненных чувств.
Так мы и приходим к тому, что память травмированного в детстве взрослого - в итоге оказывается полна пробелов. Потому что вытесняются не только события, вызвавшие болезненные чувства, но и все то, что может напомнить о них. А то, что помним, разрозненно, лишено чувств, потому что лишено нашего психического присутствия в этом опыте.
Сегодня же, последствия тех дней вылезают в нашем опыте и конфликтах. А по пробелам в памяти мы можем понять, что это не что-то забылось, но вытесненно.
Как пробелы могут выглядеть: например, отсутствие светлых воспоминаний о детстве или, наоборот, болезненных - "все было нормально, как у всех", можем повторять мы.
Отсутствие воспоминаний о буднях, например, как проходили завтраки или ужины, как вас встречали из школы; помнятся только очень яркие и запоминающиеся события, типа дней рождений, когда вы ходили в гости или вам дарили подарки, Нового года, а о том, что было между этими событиями воспоминаний нет.
Очень простое восприятие людей: он был или только хороший, или только плохой. А если всмотреться - полно противоречий можно найти сегодня.
Или вот, человек рассказывает о перенесенном насилии, но что было до и после - в памяти не сохранилось. Просто яркое событие, подобное Новому году, лишенное связи с другими днями.
И так далее.
В первом примере про Новый год и праздники, что еще нахожу важным: предполагаю, что обуславливаясь таким ярким, взрывающим, опытом, который вызывает травма, психика ребенка не развивает свою чувствительность к более спокойным, повседневным, рутинным событиям, не учится находить приятные впечатления в них, задерживаться на простых вещах, разглядывать, наблюдать, а остается заточенной только на похожий, взрывной, опыт.
Не считая еще и того, что она в принципе, после травмы, работает в режиме повышенной возбудимости.
Из этого вытекает, что при любых травмирующих ситуациях психика будет стремиться отсоединиться от болезненного опыта.
"Обида, которую пришлось снести молча, уязвляет гораздо сильнее, чем та, на которую удалось ответить".
***
Подведу итог обозначенному:
- травмируясь, естественно, что мы стараемся избегать реакции на это и скорее забыть о произошедшем;
- но: травмирующие события не забываются подобно другим воспоминаниям, они, а вернее, неотреагированный аффект, который они вызвали, продолжает храниться и жить своей жизнью внутри нашей психики, продолжая оказывать на нас прямое влияние;
- просто устного повторения болезненных событий детства не достаточно для восстановления от травмы;
- вместе с вытесненными воспоминаниями вытесняется и все то, что может напомнить о них;
- наряду с вытеснением воспоминаний при Детской травме подавляется и наша способность выражать чувства словами;
- само детство - формирует особую предрасположенность к травматическому опыту и его вытеснениею;
- нащупать что-то, от чего в детстве мы стремились отгородиться и забыть, то есть причиняющие боль и раны события, можно именно по пробелам в памяти, как связанным с самим событием, так и до или после него.
Кристина и канал "Детская травма - помощь психолога"💛