По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов:
- прямой перегонки нефти;
- каталитического риформинга;
- каталитического крекинга;
- гидрокрекинга вакуумного газойля;
- изомеризации прямогонных фракций;
- алкилирования;
- ароматизации термического крекинга;
- висбрекинга;
- замедленного коксования.
Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовые компоненты автобензина
Базовым компонентом для компаундирования (приготовления методом смешения) автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформинга или каталитического крекинга.
Бензины каталитического риформинга отличаются:
- минимальным содержанием серы и практически полным отсутствием олефинов, благодаря чему имеют высокую стабильность при хранении;
- октановым числом 92-102 пункта по исследовательскому методу;
- наиболее высоким среди прочих компонентов автобензинов содержанием ароматических углеводородов (до 72-75 % об.), что является ограничивающим фактором с точки зрения экологичности;
- неравномерностью распределения детонационной стойкости по фракциям.
Доля риформата (стабильного катализата) в отечественных автомобильных бензинах превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются:
- достаточно низкой массовой долей серы;
- октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы;
- содержанием ароматических углеводородов - 30-40% об.;
- содержанием олефинов - 25-35% об.;
- практически полным отсутствием диеновых углеводородов, что обеспечивает относительно высокую химическую стабильность (индукционный период 800-900 мин.);
- более равномерным распределением детонационной стойкости по фракциям в сравнении с бензинами каталитического риформинга.
Учитывая перечисленные качества базовых компонентов автобензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга при компаундировании.
Добавочные компоненты автобензинов
Бензины термокрекинга и замедленное коксования характеризуются:
- низкой детонационной стойкостью и химическую стабильность;
- высоким содержанием серы,
поэтому используются преимущественно для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.
При производстве высокооктановых бензинов используются:
- ксилольную фракцию;
- прямогонный бензин;
- алкилбензин (алкилат);
- изомеризат;
- изопентан;
- газовый бензин;
- толуол;
- гидростабилизированный бензин пиролиза.
Для приготовления бензинов АИ-95 и АИ-98 обычно требуется добавление кислородсодержащих компонентов:
- метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ);
- смеси с МТБЭ трет-бутанолом, получившей название фэтерол.
Введение МТБЭ в бензин повышает полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимальное содержание МТБЭ в бензинах не должно превышать 15% об. из-за его достаточно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинотехническим изделиям.
К бензинам вторичных процессов (термокрекинг и замедленное коксование), содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12.
Компонентный состав АИ-92-К5
Точный компонентный состав автомобильного бензина АИ-92-К5 зависит от свойств компонентов, но в общем виде будет выглядеть следующим образом:
Компонентный состав АИ-95-К5
Доля компонентов в автомобильном бензине АИ-95-К5 определяется свойствами компонентов, но в общем виде смесь можно представить как:
Компонентный состав АИ-98-К5
В зависимости от индивидуальных характеристик компонентов их доля в составе АИ-98-К5 может варьироваться:
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.