Найти в Дзене
АиФ-Пенза

«Он и не кричал». Почему в Индерке спасли тонущего, а в других районах - нет

Оглавление
   «Он и не кричал».
«Он и не кричал».

С начала купального сезона на водоёмах Пензенской области погибли 16 человек. Эта цифра на данный момент могла бы быть больше. Если бы на пруду в Сосновоборске 30 июля компания друзей не вытащила тонувшего. Почему спасли там? И почему в других местах не удалось спасти других?

Нырнул, но обратно не вынырнул

Все, кто вытаскивал тонущего в Сосновоборске, уроженцы соседней Индерки: Альмир Купаев, Рамиль и Наргиза Мельзетдиновы, Марат Шукшин. Они друг друга знали, жили на одной улице. Но работали в разных городах. Можно сказать, что в тот день на Горском пруду в Сосновоборске они оказались случайно.

«Отдыхал с друзьями на берегу, видел, как рядом с нами купался мужчина. В какой-то момент поглядел на него и понял, что ему стало плохо. Он вроде бы нырнул, но обратно не вынырнул, голова ушла под воду. Он и не кричал ничего. Я тогда друзьям и сказал: «Наверное, тонет, надо спасать». Первый к нему и кинулся. Там, где он находился, глубина была метра два, ногами не достать. Когда доплыл, пытался схватить за волосы (так и надо спасать тонущих – Корр.). А волос-то нет... », – рассказывает Альмир.

Спасти помогли друзья. Потом вспоминали, что тащить к берегу его было нелегко, мужчина весил больше 100 кг. На записи, которую сняла находившаяся на берегу девушка, видно: голова у него посинела. Когда доволокли до берега, начали делать массаж сердца, Альмир – искусственное дыхание. Это видео со спасением быстро облетело соцсети.

Реанимировали 3-4 минуты. Достали с того света. Скорая приехала быстро. Как потом выяснилось, тонувший одно время работал в поселковой администрации, был узнаваемым лицом в районе. Но Альмир утверждает: спасённого до этого не знал. И, когда вытаскивал его, статус тонувшего не имел значения.

   Купаев Альмир первый заметил тонущего. Фото: Предоставлено героем публикации
Купаев Альмир первый заметил тонущего. Фото: Предоставлено героем публикации

Сейчас в Сосновоборске думают, как наградить друзей. Обычно за спасение утопающих вручают медали 27 декабря, в День спасателя. Но в данном случае не было вызова по номеру 112, обошлись без экстренных служб, ребята всё сделали сами. «Сейчас администрация района решает, каким образом отметить их. Сделаем это обязательно, они того достойны», – заверяет заведующая сектором ГО и ЧС администрации Сосновоборского района Рамиля Абузярова.

Спасение утопающих - чьих рук дело?

«Заметить, что человек тонет, очень сложно. Вопреки расхожему мнению, он не кричит. В этот момент ему не хватает воздуха. Редко кому в таких ситуациях удаётся позвать на помощь. Именно поэтому так важно всё время следить за детьми, которые купаются в водоёме», – поясняет начальник Центра ГИМС ГУ МЧС России по Пензенской области Марат Мурсяев.

В Сосновоборске тонущему просто повезло: Альмир увидел, что он начал уходить под воду. Но заметить тонущего, ещё не значит спасти его.

«Спасти человека, уходящего на дно, очень сложно. Даже взрослые могут переоценить себя, и бывает, что, когда бросаются на выручку, сами погибают. Чтобы дотащить человека до берега и правильно реанимировать, необходимо не только обладать силой и выносливостью, но также знаниями и отработанными навыками. Иначе есть риск и тонущему навредить, и самому оказаться в опасной ситуации. Хорошо бы, чтобы эти знания и навыки получали как можно раньше», – обращает внимание Марат Мурсяев.

Альмир Купаев, как и его приятели из Индерки, узнали о том, как спасать человека, в школе.

«У нас всегда занимались патриотическим воспитанием. Даже когда одно время были отменены уроки ОБЖ, действовало объединение «Юный патриот», оно добровольное, но там все мальчики занимались, участвовали в сборах. Все навыки оказания медпомощи именно там ребятам и были привиты. Раньше эти занятия у нас вёл Рим Тагирович Ягудин, сейчас эту эстафету принял математик Фаргат Ахметович Купаев», – рассказывает директор школы в Индерке Альфия Баишева. Теперь в соцсетях, в сосновобороских группах пишут: «Награду нужно давать не только тем, кто спасал, но и учителям, которые научили умению спасать».