«Различие между разумом и телом - это искусственная дихотомия”, - говорит Юнг в одной из своих работ, в этом эссе я хотела бы проанализировать феномена “психика-тело” в современном мультфильме, а также поделиться личным опытом осознания единства этих двух частей. Где их сумма рождает нечто большее.
Предмет моего исследования - пятидесяти минутная практика медитации в асане под названием Парватасана. Чтобы ее выполнить, необходимо отведенное время находиться в позиции сидя на коленях, с ровной спиной и руками поднятыми вверх, собранными в замок, ладонями направленными к потолку.
Практика выполнялась мной в два подхода, поскольку первый вызвал много дискомфорта, как телесного, так и эмоционального, что не позволило просидеть положенное время. То, что происходило с телом и психикой в обе итерации, полностью соответствует гипотезе Александера о том, что «физиологический отклик на эмоциональные, нормальные и болезненные стимулы, различаются в соответствии с природой эмоций”. Об этом я расскажу ниже.
Итак, когда я впервые села в Парватасану, то не смогла просидеть и двадцати минут. Боль в мышцах нарастала, возникала дрожь, а ум блуждал между попытками поддержать саму себя и осознаниями невозможности вынести дискомфорт, неверия в свои силы и дискредитации процесса. Не удавалось сидеть с закрытыми глазами, часто хотелось их приоткрыть, чтобы контролировать то, что происходило вокруг. Не сумев пересилить боль в плечах и спине, я опустила руки. Постоянное сопротивление, с которым я не справлялась, стало главной причиной, которая не позволила отсидеть положенные 50 минут.
В этой практике особенное значение приобретают мысли, высказанные в книге Рамос Дениз Хименес, "Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике": “Символическое тело определено (...) как сгусток психологического значения соматического тела. За его пределами: «каждая из пяти телесных систем (дыхательная, пищеварительная, сердечно сосудистая, нейроэндокринная и опорно-двигательная) в своей особой манере влияет на бесчисленные символы, которые обычно структурируют идентичность и наш стиль существования и познания мира». Поддаться навязчивым мыслям, сдаться дискомфорту и выйти из практики, стало моим выбором, который диктовала моя же идентичность.
Но, правомерна и другая мысль, описанная в книге Матиаса Хирша, «Это мое тело… и я могу делать с ним что хочу. Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела»: “Только люди с незапамятных времен манипулируют своими телами таким образом, как будто человек должен символически доминировать над природой, как и над окружающей средой, в более или менее безвредной или деструктивной форме. Тело – самая близкая нам часть природы”. Подсознательно ведомая этой идеей я выбрала день для повторной практики.
Итак, таймер отсчитывал по секундам положенные пятьдесят минут, а я снова сидела в асане с поднятыми вверх руками. Достаточно быстро мышцы рук начали болезненно затекать и снова началась дрожь. В этот раз я решила честно называть все чувства, которые приходили ко мне: “отчаяние” (потому что хотелось вот-вот опустить руки), “грусть” (от того, что не справлялась), “гнев” (потому что хотелось выдержать, но борьба отнимала много сил). Затем я сконцентрировалась на дыхании и поймала телесный ритм. Мне пришел образ того, как через тело, прямо из земли, бьет ключом энергия. Именно из-за интенсивности потока тело дрожало. Энергия уходила куда-то в небо и оттуда, из безграничного космического пространства, проходя через руки, возвращалась в землю. Дискомфорт в мышцах ног я воспринимала, как движение корневой системы, прорастающей вниз. Ощущения делали визуализацию живой.
Погруженная в процесс работы тела и ума, я прошла порог боли, а через некоторое время ощутился холод в руках и дискомфорт совсем отступил. Я снова назвала чувства: “радость” (от того, что выдержала и преодолела свой предел), “наслаждение” (от наступившего комфорта и легкости внутри). Но, это был не конец пути. Примерно на 35-й минуте боль снова охватила ноги. Их начало буквально выкручивать. Я решила не отвлекаться от этих ощущений, а просто дала им быть, какими бы они ни были. Без оценки. И, в тот самый момент, когда боль начала отступать, таймер прозвенел 50 минут. Я была в процессе и могла бы продолжать практику. Преодолеть понятие «времени» мне помог честный процесс общения со своим телом. Общение, полное символов, чувств и их признания, а также единение с образом земли.
И так созвучна с этим цитата, которой я хотела бы закончить описание своего личного опыта: «Новые мифы появляются из того, что человек произошел из земли, а не заброшен сюда откуда-то... Человек и есть земля, и есть сознание, глаза и голос земли... Все на планете - это один живой организм». (Campbell, 1990: 25).
Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)