Найти тему

ШАГ В ИСТОРИЮ

Прогулка по музею УАЗ

Для кого-то летопись Ульяновского автозавода — дела минувших эпох, но для нас это живая история, которая каждый день рядом. Ведь именно на территории УАЗа расположен музей, где собраны уникальные модели, появившиеся на свет в Ульяновске. Такое соседство и вдохновляет, и заставляет задуматься, как в художественной галерее, над работами старых мастеров.

Конечно, не каждый любитель автомобильной истории готов сорваться и поехать в Ульяновск, тем более что доступ в музей открыт только по заявкам от туристических групп. Но для вас мы можем устроить экскурсию онлайн!

Представьте себе: вы прошлись по территории завода и оказались перед воротами скромного зелёного ангара. Когда-то здесь был цех, где конструкторы демонстрировали государственным делегациям модельный ряд и прототипы новых автомобилей. Сегодня в этом месте живёт история.

Ворота открываются, и первое, что вы видите, — модель ЗИС 5В, ранее известная как АМО-5 и, в более совершенном виде, как АМО-6. Это автомобиль, с которого в военные годы начинался Ульяновский завод, тогда еще носивший название УльЗИС.

ЗИC-5В
ЗИC-5В

В 1941 году часть цехов московского ЗИС под угрозой немецкого наступления была эвакуирована на берега Волги — где в кратчайшие сроки совершенно героическими усилиями было налажено производство ЗИС 5В.

Подробнее об истории основания завода — в нашей статье https://dzen.ru/a/ZF0ZIKYsPyq8gQ9p

Вообще-то, к началу сороковых грузовик считался устаревшим и должен был сойти со сцены. Но война сказала своё слово, и на его рессоры легла вся тяжесть военных лет. Причем ЗИС-5В — упрощенная фронтовая модификация. Для производства кабины использовалась фанера, а крылья начали гнуть из проката, а не штамповать. На передних колесах демонтировали тормоза, а путь освещала только одна фара. Под капотом урчал низкооборотный двигатель объемом 5,6 л. и мощностью 73 л. с. Он не позволял разогнаться больше шестидесяти, но был очень тяговитым и позволял двигаться вперёд даже на осеннем распутье. Мотор оказался крайне живучим, да еще и способным работать на низкосортном бензине.

«Захар Иваныч» в Берлине
«Захар Иваныч» в Берлине

ЗИC-5В служил и в артиллерии, и в тылу, и в пехоте считаясь основной рабочей лошадкой войны. В войсках его уважительно звали «Захар Иваныч». Всего было выпущено больше 6000 грузовиков, ставших весомым вкладом УльЗИС в победу. В музее представлена реплика исторического автомобиля, собранная в заводских условиях по чертежам того времени. На ней стоит двигатель 1943 года, так что отличий от оригинальной модели практически нет.

В 1944 году производство ЗИС-5В передали в Миасс на Урале, так как там производили двигатели. А УльЗИС основал выпуск ГАЗ-АА, легендарной «полуторки». Это лицензионная копия одноименного американского грузовика Ford.

Образ нашего «Газона» стал одним из символов победы. Эпохальные предвоенные стройки, фронтовые будни и послевоенное восстановление страны — всё это немыслимо без «полуторки».

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА

Автомобиль был максимально спартанский — тяжелый руль, тесная кабина с минимумом приборов и рычагом 3-ступенчатой коробки передач. Никакой вентиляции, разумеется. Впрочем, в войну об этом думать не приходилось — упрощённая версия ГАЗ-АА вообще обходилась без дверей, вместо них были брезентовые скатки. При этом неприхотливая «полуторка» ездила на всём, что горит, включая низкосортное топливо с небольшим октановым числом, лигроин и даже керосин.

На всех фронтах грузовики перевозили солдат, боеприпасы и раненых, а также могли буксировать легкую артиллерию. Но наибольший вклад эта машина внесла в военное время в прорыв блокады и снабжение Северной столицы. Грузовики ЗИС-5 не очень подходили для передвижения по льду Дороги жизни через Ладожское озеро из-за массы. Поэтому «полуторка» стала основной машиной, снабжавшей блокадный город.

Всего на советских заводах был выпущен почти миллион ГАЗ-АА: 985 тысяч. Машина, представленная в музее, долго служила в одном из пригородных совхозов в Ульяновске, откуда ее и передали в музей. Правда, передали без колёс. Но на заводе нашли, где взять «родные» колеса. У ГАЗ-АА был военный «родственник» — противотанковые орудия ЗИС. Как нетрудно догадаться из названия, они также производились на заводе имени Сталина, только в Горьком. Так вот, колеса от пушек прекрасно подошли для машины из нашего музея.

В 50-е годы по запросу Министерства обороны ульяновский завод на некоторое время прекратил выпуск машин и переключился на производство радиолокационных станций. К счастью, продлилось это недолго, и уже в 1954 году завод поменял название на УАЗ и снова вернул на конвейер автомобили. Из Горького было переведено производство уникальных армейских внедорожников ГАЗ-69, которые стали предшественниками УАЗ-69.

ГАЗ-69
ГАЗ-69
Подробный рассказ о «Легенде 69» — в нашей статье:
https://dzen.ru/a/Y_8iJfkoJCpJLePS

Этот автомобиль, который прогрызал себе дорогу в полуметровом слое снега, заползал на любые горные перевалы, а на шоссе при этом показывал себя достаточно экономичным по тем временам. Правда, благодаря жёсткой подвеске у него была привычка «козлить» на неровностях — но для матерого водителя это не порок. Он унаследовал от своих предшественников непривередливость к топливу: можно было заливать даже 66-й бензин. Впрочем, умельцы разбавляли его авиационным топливом, к которому был доступ у водителей армейских внедорожников. Впрочем, ГАЗ-69 работал не только на оборону — его можно было встретить в роли поливальной машины, пожарной и даже подземного автопоезда для перевозки шахтёров.

ГАЗ-69А
ГАЗ-69А

В нашем музее представлено две версии этого автомобиля. Первая — самая распространенная, грузопассажирская. И вторая, так называемая «Аннушка», — ГАЗ-69А, пассажирская версия, которая эксплуатировалась часто без брезентового верха и широко использовалась в армии и народном хозяйстве. Все знают эти машины по многочисленным художественным фильмам.

А вот мы дошли и до первого автомобиля, спроектированного с нуля ульяновскими конструкторами. Перед вами УАЗ-450, известный сегодня как «Буханка». Задача перед конструкторами стояла нетривиальная — на шасси ГАЗ-69 сделать автомобиль для вооруженных сил с вагонной компоновкой и расположением двигателя в кабине. При этом он должен быть бескапотным. Задача стояла не из легких, но она была решена. В 1957 году Ульяновский автозавод получил золотую медаль ВДНХ за эту разработку. Здесь у нас представлена военная версия скорой медицинской помощи.

УАЗ-450
УАЗ-450
Подробный рассказ о том, как «выпекалась Буханка» в нашей статье: https://dzen.ru/a/ZHi8A3pQhkUAU-By

Итак, мы добрались до автомобиля, который уже непосредственно связывает нас с современностью. Ведь «Буханка» и сегодня не покидает конвейер завода. Самое время сделать перерыв и отдохнуть на уютных диванчиках в ожидании продолжения экскурсии.

Скоро наш ждёт история новейшего времени УАЗ!